«Всякая афиша в Иркутском драматическом, особенно в дни впечатляющего юбилея, отзывается Венгером — не в обиду, а я думаю, к уроку и чести тех, кто будет играть роли, написанные для него — лучшие роли мирового репертуара». Эти слова известного театрального критика Сергея Захаряна очень точно описывают актерскую природу легендарного мастера иркутской сцены Виталия Венгера. Ведь за 63 года он, выпускник училища им. Б.Щукина, воплотил более 300 ролей. Играя в провинциальном театре, Венгер получил такие высокие награды, которых удостаивается не каждый столичный артист. Среди них: народный артист России, лауреат Госпремии и «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство».
Недавно мэтр отпраздновал 85-летие и вновь собрал полный зал почитателей своего таланта. О том, что волнует его сейчас, как он смотрит на современный театр, и о многом другом Виталий Венгер рассказал в интервью журналу «В хорошем вкусе».
— Виталий Константинович, расскажите, в чем секрет вашего успеха в актерской профессии — откуда вы черпали вдохновение?
— В нашей работе очень много «статей», которые входят в комплекс мастерства актера. Это не только хорошая память, которая нужна, чтобы выучить 30 страниц текста, фантазия, но и свое видение, и ощущение драматургического материала. Играя эпизод или роль в какой-либо пьесе, нужно прочесть другие произведения автора, ознакомиться с его биографией, почувствовать эпоху, атмосферу, стиль, понять его героев. Например, мой однокурсник Михаил Ульянов играл в последнее время Ричарда III, и этот персонаж, судя по историческим материалам, подходил ему по темпераменту, ведь он тоже имел взрывной характер. Но этого мало, в образе много других черт, например, Ричард очень стеснялся своей уродливости. Не обязательно находить много характеристик, но важно выбрать из них несколько, которые, по мнению артиста и режиссера, доминируют над всеми остальными. Это очень сложная работа.
— Действительно, быть актером — огромный труд. Вы не жалеете, что выбрали эту профессию?
— Нет, нет и нет, не жалею. За те четыре года, которые провел в стенах Щукинского училища, я с первых шагов начал понимать, что это очень сложная профессия. Начиная с того, ментарного физического напряжения, и хоть работа актера отличается от труда шахтера, она тоже имеет свои риски. То напряжение, которое ты испытываешь, изнашивает душу, мозг и сердце. Как мы видим в моем случае, все это часто ведет к инсульту. Ведь я всегда был очень подвижным человеком и не получал ниже пятерки по танцам, фехтованию и сценической физической культуре. А репетиции в театре никогда не заканчивались домашним отдыхом. Оставались вопросы, которые мне нужно было к завтрашней репетиции понять и попытаться воплотить в роли. Поэтому спал я очень мало. а когда преподавал в иркутском театральном училище, то почти не спал совсем.
— Ну, а положительная сторона профессии?
— Это и есть положительная сторона (улыбается). Иногда мы еще делали спектакли, вне репертуара театра. Например, играли с Тамарой Панасюк в «Старомодной комедии», которую поставил с нами Вячеслав Кокорин. и мы ездили в свободные выходные с ним по городам иркутской области. Правда, это было за отдельные деньги.
— А что вы скажете про обмен энергетикой со зрительным залом?
— Конечно, он существует. Артисты отдают зрителям свою игру, а те в ответ тоже выдают свои «порошки и пилюли». И это всегда очень четко ощущается со сцены. Если ты хорошо поработал над материалом и тебя ничего не страшит, ты с удовольствием рассказываешь на сцене про судьбу своего героя. А потом слышишь, как зрители реагируют молчанием или взрывом эмоций. Играя «Короля Лира», в финальном маленьком монологе про его дочерей я слышал и видел, как женщины всхлипывают, достают носовые платки и, затаив дыхание, слушают. А иногда играешь и чувствуешь, что ты не пробился к ним, и идешь с большим вопросом в голове и долго дома не можешь заснуть — думаешь, чего недосказал, что сам не прочувствовал, почему не ворвался в душу к зрителям.
— Что для вас важнее — дать свое видение образа или уложиться в общую концепцию режиссера?
— Хороший спектакль — это триумвират, без всякого сомнения — это автор, режиссер, который трактует его произведение, и актер, у которого есть свое мнение и ощущение роли. В сочетании этих элементов должно родиться неповторимое единое целое. Обязательно неповторимое, потому что если автор един в понимании режиссера и артистов, то каждый из членов этой комбинации — неповторимая индивидуальность.
— Вам не кажется, что сейчас артисты все больше пешки в руках режиссера, который не всегда глубоко понимает автора?
— Замечание прямо в точку. Счастье, когда режиссер философ в своей профессии, когда он может материал «разрыхлить», объяснить артисту, добиться от него того, что он хочет. Но и артист вправе задать вопрос режиссеру и высказать свое мнение, и здесь иногда возникают споры. Когда они приходят к единому согласию — спектакль сложился.
— Как, на ваш взгляд, сейчас изменился театр?
— Театр, не только иркутский, а вообще российский, обмельчал. Была потеряна преемственность поколений. Хотя в этом очень трудно убедить сегодняшнего зрителя, потому что и сам зритель изменился, ведь ему приходится выбирать из того, что есть. Недавно был юбилей иркутского театрального училища, и мои съехавшиеся с разных городов ученики рассуждали об этом общем упадке и вспоминали старые времена. Эту проблему нужно решать на государственном уровне, потому что сейчас разрушается сама система образования, и не только в культуре. Но, я думаю, это не навсегда. Просто сейчас период глобального спада, в результате которого люди ставятся все более легковесными и хотят таких же зрелищ.
- Куда уходят мечты. Слово редактора 09/12/2024
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- Декабрь 2024 (1)
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)