Я вообщето, не пейзажист, — говорит Дмитрий Лысяков, заметив, что я не отрываю глаз от его полотна, где резвая Олха неугомонно играет в буйной зелени, словно в классики прыгает по разноцветным камням. На щербатом шатком мосточке — трое деревенских пострелят с выгоревшими макушками. Шалят, того и гляди — плюхнутся в воду. Лето, приволье, бесшабашное детство! На сердце свежо и весело, как от солнечных брызг. — А кто Вы? Портретист, мастер жанра? — спрашиваю у автора. — Не знаю. Както не задумывался. Но точно я — не картинник. Пейзаж, во всяком случае, у меня не становится картиной. Я пишу пленэрные этюды. Работаю только с натуры, быстро, по сиюминутному впечатлению. У Тетенькина вот получалось както уже дома свои натурные наброски дорабатывать до фундаментальных вещей. Мне никогда не удается ничего добавить к тому, что я успел уловить на природе. Не пишу ни по фото,
ни по памяти. Пейзажный этюд — это как играть с листа. Надо успеть отразить быстротечное неуловимое состояние, разлитое вокруг. Оно неконтролируемо, летуче, — и так же непредсказуем результат на холсте. Ты не можешь после повторить это изумительное дыхание воздуха, сложный цвет неба, игру текучей воды. Не можешь повторить и свое впечатление, созвучное настроению природы. В этюдах все живое, там все правда. Сама природа, прикосновение к ней не дают фальшивить. Это как детектор лжи. Наверное, поэтому я больше люблю небольшие этюды Левитана, который впервые открыл красоту в самом обыкновенном — в придорожных лужах, астрепанных ветром стогах, сухом буреломе. рекрасная человечность этой простоты, наверное, и составляет непередаваемую музыкальность его работ, особенно небольших, не самых популярных. Мне они ближе, теплее както, тоньше, чище. Этюды Дмитрия тоже трогают какойто непоказной искренностью, естественной, ненадуманной чуткостью к милым подробностям жизни, которая «не удостаивает быть красивой» — и оттого прекрасна и чудна. Вот небольшая работа, которую я назвала бы «Предвестники весны». Предвечерний янтарный свет, румяные стены деревянного дома на опушке леса. Ветер играет влажным бельем на веревке, развешанным бабой в яркозеленом пальтишке. Жемчужный снег радужно сверкает на солнце, в тени мерцает гаснущей незабудкой. Воздух свеж, небо ясно, февральская лазурь светла. Во всем сквозит обещание близкого тепла. Дмитрий Лысяков родился в Астрахани, рос в Хабаровском крае. Учился в Биробиджанской художественной школе у настоящего подвижникапедагога Григория Алексеева, который брал талантливого мальчика на все пленэры и выставки. Дима был единственным учеником в школе, который с десяти лет стал писать исключительно маслом. Этой технике он верен до сих пор. Поразительно, как уверенные мазки на его полотнах передают мельчайшие тонкости натуры, добиваясь стопроцентного попадания в образ, рождая трепетный «аромат» увиденного. После восьмилетки Дмитрий приехал в Иркутск, где окончил художественное училище. Отслужил в армии, вернулся в город на Ангаре. Недолго преподавал в Качугской художественной школе, с 1988 года — свободный художник. Женат, вырастил сынастудента. Живопись считает своим призванием. — Я люблю свое дело, несмотря на все сложности. Радость удачи компенсирует все. — А что для Вас удача? Признание? — Вовсе нет. Я не преследую цели кому-то понравиться. Не ставлю задачи разбогатеть. Для меня главное — высказаться. И при этом ни в чем не соврать. А как потом оценят мою работу… В конце концов, у каждого художественного опыта есть свой зритель. Пусть это будет даже один или два человека, не важно… нельзя предавать свое творение. Автор сам знает, удалось ему что-то выразить стоящее или не удалось. Никогда не надо зависеть от чужих мнений, даже самых авторитетных. И не стоит бояться испортить картину, если чувствуешь, что в ней что-то еще не зазвучало, не выстроилось. Значит, надо дальше поработать, поискать. Дмитрий очень взыскателен к своему творчеству. Может быть, именно поэтому до сих пор не состоялось ни одной его персональной выставки. Слишком серьезным видится ему формат этого события. И вернисаж, который вскоре откроется в галерее Дианы Салацкой, он скромно называет просто небольшим творческим отчетом. — Я не могу предлагать на суд зрителей то, что не считаю лучшим, — признается художник в своем перфекционизме. Слабые работы нельзя демонстрировать публично. А они есть у каждого, даже у прославленных мастеров. — У Вас удивительные портреты. Приковывает их напряженный психологизм, кажется, вы пишете не столько лицо, сколько душу, характер, судьбу.
— Спасибо, это дорогой отзыв. Я убежден, что в портрете не так важно фотографическое сходство, как отражение внутреннего мира человека. С человеком работать интереснее и сложнее, чем с каким бы то ни было другим объектом. Во всяком лучае, для меня. Настоящие портреты случаются не чаще одного двух раз в год. И требуют они колоссальной отдачи. Вообще, в этом глубоком, аналитическом жанре результат зависит сразу от двух людей — от художника и от героя, от их взаимодействия, молчаливого диалога. Когда я работаю над портретом, то чувствую, что расту вместе с человеком, что мы взаимно обогащаем друг друга. Поэтому никогда нельзя прогнозировать, как быстро или медленно пойдет дело. Один портрет напишется както на одном дыхании, за неделю, другой потребует принести ему в жертву целый год. И тут нельзя подгонять естественный ход процесса. — Назовите три качества, на Ваш взгляд, главные, чтобы человек состоялся в искусстве. — Прежде всего, надо любить этот мир. Еще необходима внутренняя дисциплина. И, самое непременное, — умение, что называется, стоять на своем, верить своему внутреннему цензору. Тут нужна непоколебимая «упертость». Я назвал бы ее творческой отвагой. В ней — залог настоящих достижений. В ней же — и награда. И счастье художника. Диана Салацкая, артгалерея «Dias» — Лучшие учителя плюс собственный талант — так в двух словах можно охарактеризовать творчество Димы Лысякова. Это один из лучших портретистов нашего города. Портреты Лысякова — нечто особенное. Он из тех художников, которые не пишут на заказ — эта обязанность его чрезвычайно тяготит. В результате получается то, что отражает его характер, его сущность.
Дмитрий — замечательный колорист. Пейзажи Лысякова – это живая картинка. Природу писать сложнее всего. Но Диме удается сделать так, что каждый листочек — настоящий, если речка — то она действительно бежит. Такое по силам только очень талантливому человеку, которым Дима и является. текст: Марина РЫБАК
Навигация
Предыдущая статья: ← Как сказку сделать былью
Следующая статья: Творческая отвага Дмитрия Лысякова →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)