— То, что я стал художником, для меня совершенно естественно. Кажется, иначе и быть не могло. Это абсолютно мое — и муки творчества, и этот образ жизни, порой нестабильный, но вольный, не скованный тисками обязаловки.
Я вообщето, не пейзажист, — говорит Дмитрий Лысяков, заметив, что я не отрываю глаз от его полотна, где резвая Олха неугомонно играет в буйной зелени, словно в классики прыгает по разноцветным камням. На щербатом шатком мосточке — трое деревенских пострелят с выгоревшими макушками. Шалят, того и гляди — плюхнутся в воду. Лето, приволье, бесшабашное детство! На сердце свежо и весело, как от солнечных брызг.
—А кто Вы? Портретист, мастер жанра? — спрашиваю у автора.
— Не знаю. Както не задумывался. Но точно я — не картинник. Пейзаж, во всяком случае, у меня не становится картиной. Я пишу пленэрные этюды. Работаю только с натуры, быстро, по сиюминутному впечатлению. У Тетенькина вот получалось както уже дома свои натурные наброски дорабатывать до фундаментальных вещей. Мне никогда не удается ничего добавить к тому, что я успел уловить на природе. Не пишу ни по фото, ни по памяти. Пейзажный этюд — это как играть с листа. Надо успеть
отразить быстротечное неуловимое состояние, разлитое вокруг. Оно неконтролируемо, летуче, — и так же непредсказуем результат на холсте. Ты не можешь после повторить это изумительное дыхание воздуха, сложный цвет неба, игру текучей воды. Не можешь повторить и свое впечатление, созвучное настроению природы. В этюдах все живое, там все правда. Сама природа, прикосновение к ней не дают фальшивить. Это как детектор лжи. Наверное, поэтому я больше люблю небольшие этюды Левитана, который впервые открыл
красоту в самом обыкновенном — в придорожных лужах, растрепанных ветром стогах, сухом буреломе. Прекрасная человечность этой простоты, наверное, и составляет непередаваемую музыкальность его работ, особенно небольших, не самых популярных. Мне они ближе, теплее както, тоньше, чище.
Этюды Дмитрия тоже трогают какойто непоказной искренностью, естественной, ненадуманной чуткостью к милым подробностям жизни, которая «не удостаивает быть красивой» — и оттого прекрасна и чудна.
Вот небольшая работа, которую я назвала бы «Предвестники весны». Предвечерний янтарный свет, румяные стены деревянного дома на опушке леса. Ветер играет влажным бельем на веревке, развешанным бабой в яркозеленом пальтишке. Жемчужный снег радужно сверкает на солнце, в тени мерцает гаснущей незабудкой. Воздух свеж, небо ясно, февральская лазурь светла. Во всем сквозит обещание близкого тепла.
Дмитрий Лысяков родился в Астрахани, рос в Хабаровском крае. Учился в Биробиджанской художественной школе у настоящего подвижникапедагога Григория Алексеева, который брал талантливого мальчика на все пленэры и выставки. Дима был единственным учеником в школе, который с десяти лет стал писать исключительно маслом. Этой технике он верен до сих пор. оразительно, как уверенные мазки на его полотнах передают мельчайшие тонкости натуры, добиваясь стопроцентного попадания в образ, рождая трепетный «аромат» увиденного. После восьмилетки Дмитрий приехал в Иркутск, где окончил художественное училище. Отслужил в армии, вернулся в город на Ангаре. Недолго преподавал в Качугской художественной школе, с 1988 года — свободный художник. Женат, вырастил сынастудента. Живопись считает своим призванием.
Я люблю свое дело, несмотря на все сложности. Радость удачи компенсирует все.
— А что для Вас удача? Признание?
— Вовсе нет. Я не преследую цели комуто понравиться. Не ставлю задачи разбогатеть. Для меня главное — высказаться. И при этом ни в чем не соврать. А как потом оценят мою работу… В конце концов, у каждого художественногоопыта есть свой зритель. Пусть это будет даже один или два человека, не важно… нельзя предавать свое творение. Автор сам знает, удалось ему чтото выразить стоящее или не удалось. Никогда не надо зависеть от чужих мнений, даже самых авторитетных. И не стоит бояться испортить картину, если чувствуешь, что в ней чтото еще не зазвучало, не выстроилось. Значит, надо дальше поработать, поискать.
Дмитрий очень взыскателен к своему
творчеству. Может быть, именно поэтому до сих пор не состоялось ни одной его персональной выставки. Слишком серьезным видится ему формат этого события. И вернисаж, который вскоре откроется в галерее Дианы Салацкой, он скромно называет просто небольшим творческим отчетом. Я не могу предлагать на суд зрителей то, что не считаю лучшим, — признается художник в своем перфекционизме. Слабые работы нельзя демонстрировать публично. А
они есть у каждого, даже у прославленных мастеров. —У Вас удивительные портреты. Приковывает их напряженный психологизм, кажется, вы пишете не столько лицо, сколько душу, характер, судьбу. — Спасибо, это дорогой отзыв. Я убежден, что в портрете не так важно фотографическое сходство, как отражение внутреннего мира человека. С человеком работать интереснее и сложнее, чем с каким бы то ни было другим объектом. Во всяком случае, для меня. Настоящие портреты случаются не чаще
одного, двух раз в год. И требуют они колоссальной отдачи. Вообще, в этом глубоком, аналитическом жанре результат зависит сразу от двух людей — от художника и от героя, от их взаимодействия, молчаливого диалога. Когда я работаю над портретом, то чувствую, что расту вместе с человеком, что мы взаимно обогащаем друг друга. Поэтому никогда нельзя прогнозировать, как быстро или медленно пойдет дело. Один портрет напишется както на одном дыхании, за неделю, другой потребует принести ему в жертву целый год. И тут нельзя подгонять естественный ход процесса.
— Назовите три качества, на Ваш взгляд, главные, чтобы человек состоялся в искусстве.
— Прежде всего, надо любить этот мир. Еще необходима внутренняя дисциплина. И, самое непременное, — умение, что называется, стоять на своем, верить своему внутреннему цензору. Тут нужна непоколебимая «упертость». Я назвал бы ее творческой отвагой. В ней — залог настоящих достижений. В ней же — и награда. И счастье художника.
Диана Салацкая, артгалерея «Dias»
— Лучшие учителя плюс собственный талант — так в двух словах можно охарактеризовать творчество Димы Лысякова. Это один из лучших портретистов нашего города. Портреты Лысякова — нечто особенное. Он из тех художников, которые не пишут на заказ — эта обязанность его чрезвычайно тяготит. В результате получается то, что отражает его характер, его сущность.
Дмитрий — замечательный колорист. Пейзажи Лысякова – это живая картинка. Природу писать сложнее всего. Но Диме удается сделать так, что каждый листочек — настоящий, если речка — то она действительно бежит. Такое по силам только очень талантливому человеку, которым Дима и является.
текст: Марина РЫБАК
Навигация
Предыдущая статья: ← Творческая отвага Дмитрия Лысякова
Следующая статья: вероника самборская. «Путешествие в осень». →
- Куда уходят мечты. Слово редактора 09/12/2024
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- Декабрь 2024 (1)
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)