На Байкале Антон Григоров, заместитель директора Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации, бывает часто, поскольку курирует серьезный проект «Байкал – Великое озеро Великой страны». Встречу Антон Александрович назначил в Листвянке, где проходил в этот день Байкальский ледовый марафон. Григоров немного задержался, поскольку сопровождал его участников. Наш разговор получился разноплановым: о проекте, о ценностях жизни, увлечениях и о вкусе чистой воды.
НА СКОРОСТИ
Это особая порода людей – покорители вершин, пустынь, морей и океанов. Они никому ничего не доказывают – просто так живут. Азартно, ярко, интересно. Во всяком случае, в старости будет о чем рассказать внукам.
В 2003 году Антон Григоров прокатился в спортивном КамАЗе – на тот момент он работал в банке ВТБ, который впоследствии спонсировал команду «КАМАЗ-Мастер». В кабине трясло так, что потом болело все: мышцы рук, ног, но самое интересное – скулы, потому что приходилось сильно напрягаться… После этого Григоров не раз ездил на ралли-марафон «Дакар» в качестве зрителя и болельщика. Оказаться по ту сторону гонок, где находятся сами гонщики, желания не возникало. Точнее, оно сидело так глубоко, что даже не было сформулировано. Наверное, так выглядит «несбыточная мечта». А потом – преодолевать тысячи километров по бездорожью и пустыне, испытывать безумные перегрузки, зная, что в каждой гонке может случиться хотя бы одна остановка сердца? Ради чего? Просто не думал об этом.
С точки зрения здравого смысла это может показаться невероятным, но с 2011 года Антон Григоров стал активным участником ралли-марафонов на спортивных машинах в качестве пилота. За его плечами три гонки «Шелковый путь», два «Дакара» в Южной Америке и три африканских Дакара – гонка «Африка Эко Рейс», которая проходит по маршруту легендарного Дакара, переехавшего в Южную Америку в 2009 году.
8 января 2016 года он считает своим вторым днем рождения. Тогда на трассе произошла авария, машина была разбита, экипаж остался в живых. На кадрах фильма об этом ралли «Черно-белый Оскар, гонка контрастов», выложенного на сайте Григорова, видно, как досталось его «Оскару». (grigorov.ru).
«ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО»
– Почему вы покрасили вашу гоночную машину «Оскар» в черно-белый? Вы – человек крайностей?
– Это мой собственный дизайн, как и все другие выпуски. Я в это вкладывал позитивный смысл: гармония, уравновешенность. Два цвета, две противоположности, которые взаимодополняют друг друга, как Инь и Ян: не может быть черного без белого и наоборот. Кроме того, если фото или видео посмотреть, с разных сторон это разные машины! Такого никто никогда не делал. Мне показалось, что это оригинально, и план был реализован: вся левая часть черная, правая – белая. Но тем самым я «прописал» рваный, жесткий сценарий.
В гонке важно соблюдать баланс скорости и умения. В момент аварии, получается, я превысил скорость, не имея соответствующей квалификации. Когда-то это проходит, но не в тот раз… «Оскар» попал в яму, которая была указана в дорожной книге. Но на скорости 160 километров в час я не смог правильно оттормозиться. Машина подпрыгнула, дважды перевернулась, встала на колеса и еще полкилометра проехала. Это в гоночных кругах называется «уши». Если бы машину повернуло при аварии поперек, все было бы гораздо хуже. В этот день трасса имела лепестковую форму, то есть, мы должны были финишировать там, где стартовали. Но это ралли – асфальта нет, эвакуаторов нет. После аварии у нас была возможность эвакуироваться на вертолете. Но это означало бросить машину в пустыне. Как ни странно, но она была еще на ходу. Правда, практически все ее системы жизнеобеспечения были нерабочими. Самое проблемное – не функционировал компрессор (невозможно было регулировать давление шин в песке), заклинило лопаты и все вспомогательное оборудование, вылилось масло из задней раздатки. Не было левой двери, лобового стекла, крыши, крыльев. Все это мы привязали тросами к машине. Мы дышали на ладан, но работал двигатель и все его системы, работала коробка, все колеса были на месте… Мы поехали дальше – финиш был в 170 километрах песка и камней. Когда мы финишировали, люди на бивуаке стояли коридором и аплодировали нам. Мы, кстати, приехали еще и не последними. Комиссары гонки не дали нашему экипажу возможности продолжить состязание – были сильно повреждены дуги безопасности, которые и приняли на себя весь удар, подтвердив свое название. Оставался всего один день. Оглядываясь, еще раз говорю: жизнь такая, какой я ее сам раскрашиваю. Если считаю, что жизнь классная, яркая, белая, – значит, такой будет. И наоборот. И не гонка эта была «рваной» гонкой контрастов, это я так отнесся к ней. Нормальная, рабочая, интересная, сложная, классная гонка была.
– Ваши слова: «Я бы лучше потерял себя в своей страсти к гонкам, чем потерял саму страсть». Гонки – единствен-ная ваша страсть?
– Нет. После того, как я прошел свою последнюю на сегодня гонку, я оказался перед выбором. Восстановить машину после аварии и вернуться к участию в ралли или сделать паузу. Я выбрал паузу. Помимо работы, мне нужно было что-то, что занимало бы меня вовне, внутри и постоянно.
И как раз в это время мы с друзьями придумали проект по Байкалу. Все очень удачно совпало. Одно заместило другое. Важно заниматься тем, что душа просит. Гонки были отдушиной от рутины. Два раза в год я имел возможность «проветриться». Это заряжало меня энергией на основную работу. Теперь такой отдушиной стал проект по Байкалу.
«БАЙКАЛ – ВЕЛИКОЕ ОЗЕРО ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ»
– В чем суть проекта?
– Это приоритетный проект Правительства Российской Федерации. Но он еще только готовится и пока не принят. Еще идут дискуссии по его составу, поэтому только общие вещи скажу. Государство с 50-х годов XX века начало заниматься экологией Байкала. Тогда – под эгидой строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Но, к сожалению, как все это выполнялось, мы знаем. Наш проект – с целью эколого-ориентированного экономического развития территории мы объединим все действующие программы по Байкалу, усилия всех возможных сторон, договоримся и сделаем то, что никто никогда не делал на этой территории – создадим новые смыслы. Но самое важное – мы их реализуем! В этом вызов. Даже самая лучшая идея, не нашедшая реализации, ничто по сравнению со средней, реализованной на пять баллов. В нашем случае идея на все 100, осталось самая малость – сделать! (улыбается) И мы движемся
в нужном направлении.
Идея проекта возникла летом 2016 года. Во всем мире подобного рода объекты природного наследия уже давно выведены на достойный уровень. Но так, как люди осваивали Байкал последние десятилетия, на это смотреть больно. Была ущербна сама система – запретительное, противоречивое законодательство, отсутствие возможности развития, отсутствие эффективных компенсационных или стимулирующих программ.
Итог – полная стагнация, экология страдает, Байкал под серьезной нагрузкой, которая только растет. С чем боролись, как говорится, на то и напоролись. Потому что не бороться надо было, а комплексно развивать.
Мы понимаем, что туризм – один из основных аргументов территории. Вот почему туризму в программе уделено достаточно внимания. Наша задача – качественная инфраструктура туристической отрасли, инфраструктура, способная переварить практически любой поток туристов. Более того, важно, чтобы турпоток оставлял деньги на территории. Экономики целых стран построены на туризме за счет ввозимого капитала. Наши планы – увеличить вес отрасли в ВРП регионов за 10 лет в 10 раз, это рост на порядок. При этом приоритет всегда – экология. Сначала экология, потом инфраструктура, потом бизнес. Но важно сделать все, что задумали – только все три реализованные элемента дадут качественный и масштабный эффект. Одно без другого – никак. Важный момент – совместная работа двух регионов: Иркутской области и республики Бурятия. Много направлений можно качественно решить только общими межрегиональными концепциями развития. Регионам нужно договариваться по целому ряду вопросов.
– Какие ближайшие сроки реализации проекта?
– До 20 апреля проект должен быть сдан в Правительство Российской Федерации – поручение Премьера. До 1 июля проект будет утвержден – поручение Президента.
– Какие основные важные задачи Вы сейчас ставите перед собой?
– Проект. Проект. И еще раз проект. Ну и никто не от-менял текущих вопросов. То есть нагрузка сейчас на ядре проекта двойная.
С ВЫСОТЫ ДЕТСТВА
– Какое событие из детства больше всего повлияло на вас? И почему?
– Моим родителям со мной пришлось очень не просто.
Я был сложный ребенок, этакий «плохиш». Состоял на учете в милиции. Двойки за поведение. Если в районе что-то случалось – через полчаса милиция оказывалась у наших дверей. В средней школе учился средне. Но потом все кардинально поменялось. Я перешел в другую школу и взялся за учебу. Я до сих пор благодарен этим двум годам и своему директору, Чика Владиславу Ивановичу. Школа была новая, был собран сильный, молодой, новаторский педагогический состав. Я полюбил историю и математику. Почти все предметы подтянул на отлично. Это повлияло на всю мою жизнь. Тогда вектор моего пути был резко изменен.
– Главный совет, который вы могли бы дать себе-ребенку с позиций сегодняшнего возраста и опыта?
– Не бояться. Главное, что меня тормозило – это страх сделать первый шаг. Когда приходит какая-то идея, а я ее не реализую. Жизнь – это окно возможностей. Дверь, в которую я захожу, и не знаю – получится или нет. Са-мое главное – использовать любую такую возможность. При этом не нужно зацикливаться на том, что были моменты, когда я их не использовал. Или когда использовал, но что-то не получилось. Это опыт.
ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ
– У вас на сайте прочитала: «Дакар» – это гонка, которая не гладит по голове, а бьет в челюсть серией ударов. Эмоциональная и физическая встряска была сильнейшая. После нее я стал аккуратнее ездить по улицам города, начал ценить в жизни моменты, которые раньше казались обыденными». О каких моментах идет речь?
– Там же я писал, что стал ценить воду. Простую чистую воду. Когда участвуешь в ралли, и за бортом машины жара, а в салоне +55, мы в полном обмундировании, пьем из поилки теплую воду маленькими глотками, в этот момент начинаешь понимать, насколько она важна и желанна. Видимо, неспроста я начал заниматься нашим проектом по Байкалу. (улыбается) А еще начинаешь ценить людей. Людей, которые рядом и которые прошли вместе со мной этот путь. Рождается доверие. Я верю своим партнерам и знаю, что происходит. Воспитывается такое чувство в экстремальных условиях, нужна встряска, пройденная вместе.
– Какие качества в человеке должны присутствовать, чтобы вы смогли его назвать «своим»?
– Еще раз – доверие. Я должен этому человеку верить. Он не может меня обмануть. На пятом десятке я прихожу к мнению, что люди разные. (смеется) Странно, что я это заметил. Но, если человеку доверять не можешь, то сделать с ним что-то невозможно. С человеком должно быть комфортно. Если я могу ему что-то рассказать, получить информацию в ответ, и я понимаю, что эта информация останется между нами.
– То есть, это те люди, которые проверены временем?
– Это фигура речи такая. Время – это же не мера. Я что, должен был им все это время верить? А те, с кем я знаком три дня, – нет? Это хорошо, когда есть двадцать, тридцать лет, чтобы испытать дружбу, отношения. Но важнее – понять человека. Важно, чтобы в человеке была искрен-ность, открытость. Таких людей за километр видно. С таким человеком я могу делиться эмоциями, знаниями, мыслями, видением. И те, кто под маской, а таких большинство, легко проверяются любым жестким испытанием, например, Дакаром… Тоже вариант.
– Какая для вас комфортная скорость за рулем автомобиля и в жизни?
– За рулем автомобиля – та, которая безопасная. Я могу ехать с большой скоростью. Я разгонял автомобиль до 270 километров в час по гоночному треку Формулы-1 в Венгрии. Иногда специально езжу на трассу в Подмосковье, чтобы погонять. А в жизни, последние полгода – это безумный темп. Но при этом я понимаю, что получаю удовольствие от этого напряжения. Я стал продуктивнее, и это не наносит мне ущерба, а приносит удовлетворение. Снова игра – можно одним словом описать мое увлечение гонками и любовь к управлению всем, что движется, с одной стороны, и текущее состояние жизни, бешеный темп, с другой. Это драйв!
текст: Виктория Христолюбская
фото: Артемий Шелтунов фотоматериалы с сайта www.grigorov.ru
comments powered by HyperComments
Навигация
Предыдущая статья: ← Дмитрий Фальковский. СЛЕДУЙ ЗА FOX
Следующая статья: Алексей Негодайло. БЫТЬ В ФОРМЕ →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)