Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Пирог с брусникой

75h Мою тетю учила заводить тесто ее свекровь. Высокая, худая, воспитанная в институте благородных девиц, свекровь держала «в кулаке» всю семью. Она звала невестку девочкой и воспитывала на свой лад. Уроки «постановки теста» тетя запомнила на всю жизнь. Их было два, Первый раз свекровь рассказала и показала «девочке», из каких продуктов и в какой последовательности тесто заводить, во второй «экзаменовала» невестку. Под пристальным взглядом Галя доставала продукты, заливала-всыпала-вымешива- ла. «Все?» — спросила свекровь. «Да», — ответила невестка. Положила тесто в деревянную кадушку, присыпала мукой, вместо крышки закрыла льняным полотенцем — чтобы дышало, и поставила в теплое место подниматься. На ночь.

Рано утром две хозяйки встали. Галина заглянула в кастрюлю и обомлела — тесто не поднялось. Красиво припорошенное мукой, оно лежало таким, каким было положено с вечера.

«Ну что, девочка? — услышала она голос свекрови. — Как твое тесто?» «Не поднялось», — прошелестела невестка. «Неудивительно. Ты дрожжи положила?» Конечно, нет. Она забыла про них, разведя в кружке и убрав на окно.

С того времени прошло много лет. Тетя Галя повзрослела, стала преподавателем русского языка и литературы, дождалась внуков и даже правнуков, но каждый раз, ставя тесто, вспоминала свекровь и эту историю.

76h Моя мама научилась ставить тесто сама. Оно получалось легким и пышным. Мамины булки и пирог с брусникой любили папа, я, все родственники и соседи. Особым уважением пользовался пирог с брусникой, привезенной отцом из тайги. Мы часто так и просили — с таежной ягодой. Мама стряпала часто и много. В русской печи. Папа помогал — приносил березовые дрова, зажигал огонь. Пламя охватывало бересту, переходило на поленья. Через пару минут в печи весело плясал огонь, жар густой волной заполнял кухню. Пироги и булки, почувствовав благодать, увеличивались в размерах. Когда приходило их время отправиться в печь, наступало томительное ожидание. Там, в печи за закрытой заслонкой, что-то происходило и заявляло о себе восхитительным ароматом.

Многое, связанное с тестом, в пятилетнем возрасте было таинственно и непонятно. Как оно «ходит»? Куда «сбегает»? Зачем его «караулят», «подбивают», «осаживают»? Конец этим «разборкам» положил папа. Маму срочно вызвали на работу, и папе пришлось заняться процессом, про который он попросту забыл. Мы с ним с пользой проводили время кормили кроликов, раскладывали инструменты в гараже, готовили сети к рыбалке. К маминому возвращению тесто успело самостоятельно подняться, осесть и опять подняться. «Следили? Подбивали? Не сбежало?» На все мамины вопросы мы утвердительно кивали. Удивительное дело, пироги и булки удались как никогда.

Когда в доме появилась электроплита с духовкой, все стало гораздо проще. Проще и быстрее. А я до сих пор вспоминаю русскую печь, горящие дрова, россыпь искр, угольки, которые выпадали на плиту — и родители шутили: «К гостям». Румяные булки, выезжающие на противне из печи. Я помню их медовый аромат, И порой жалею, что мои дети, рожденные в век высоких технологий, их никогда не пробовали.

текст: Марина СТАНИСЛАВЧИК

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти