Мой новый герой — братчанин Сергей Моисеенко ошеломил меня удивительным мастерством. Он, кажется, играючи владеет самыми разными формальными приемами и стилевыми направлениями, демонстрирует причудливый синтез непохожих манер и звучаний, при этом оставаясь самобытным, узнаваемым, очень цельным и, я бы сказала, необычайно полнокровным художником.
— Ничего удивительного, — говорит Сергей. — Ведь творчество — это самый живой из всех живых процессов. Здесь нет ничего застывшего, раз и навсегда данного. Все пульсирует, питается взаимодействиями, развивается и течет. Как Андрей Кончаловский говорил о Пушкине? Из чего, мол, состоит Пушкин? Из Данте, Шекспира, Гете. Я тоже — из разных истоков вышел. Вырос из русской реалистической школы, потом лет на десять от реализма отошел. В свое время очень увлекался авангардизмом. Нравятся авторы нового времени: могучая фигура Пикассо, эмпиризм Френсиса Бэкона (живописца, разумеется, не философа — прим. Рыбак), бельгиец Роже Сомвель. Я всеяден, и это, конечно, сказывается на моих работах.
Из чего состоит вольный, жизнелюбивый, неистовый дар братского художникасамородка? Он — плоть от плоти сочных, пронзительных полотен Сурикова с их «чеканной» народностью, он заражается «дикими» открытыми цветами «Бубнового валета», вторит шифрованным посланиям кубистов, отвечает наивному просторечному говорку лубка, входит в эпический лад былинного искусства. И во всех своих работах он необычайно современен, достоверен, понятен. В жанровых сценах: условно-исторических, ярмарочных, сказочных. В пейзажах: лиричных, мерцающих, нежных или бушующих, ярких, мощных. В портретах изумительной живости и правды. Вообще, о его картинах что либо говорить — напрасный труд. Они все скажут сами. С ними нужно просто встречаться. Как встретился поэт-корифей XX века, наш земляк Евгений Евтушенко. Встретился и обомлел — это явление, это подлинный самородок земли русской! Картину «Портрет деда» Сергей много лет не соглашался продать ни за какие деньги.
И все-таки уступил Евгению Александровичу, искушенному коллекционеру, который недавно завещал Родине свой музей-галерею в Переделкино. Полотно Сергея Моисеенко заняло там свое достойное место рядом с шедеврами Кокто, Шагала, Пиросмани.
— Дед был лучшим другом моим и в детстве, и в последующие годы, — рассказывает автор. — Любимый мой, чудесный человек, простой крестьянский труженик Иван Игнатьевич Солдатов. Исключительной порядочности и чистоты, сильного и верного характера, безграничной доброты. Мамин отец. Корни маминой родословной уходят к енисейским казакам, отсюда мой искренний интерес к казачьей теме, казачьей культуре. В Туруханске дед по матери Василия Ивановича Сурикова Василий Иванович Торгошин казачьим сотником служил. Я уверен, что мои предки обязательно знались с родней будущего великого живописца.
Суриков много значил для творческого становления Сергея Моисеенко.— Я вырос с этим именем. На мое счастье, в Старом Боготоле, где я рос (это Красноярский край), неслыханно богатая библиотека была. Я все книги по искусству перечитал. Они мне открыли волшебный мир. Помню свои ребячьи потрясения судьбами художников. Больше всего покорил
Василий Иванович. Позднее, когда попал в Красноярск, сразу побежал по его местам, по музеям. Потом уж меня там все знали, пускали без билета.
Был Сережа Моисеенко в ту пору совсем юн, до впечатлений жаден, в стремлениях настырен и упрям. Впрочем, как и сейчас. Это у него, как сам признается, примета удалого казачьего нрава. Приехал поступать в Красноярское художественное училище. Поступил, несмотря на то, что в деревне рос практически самоучкой, в художественную школу ездил раз в месяц — далеко. В училище вокруг Сергея сразу собралась, как он выражается, «банда фанатов». Рисовали дни и ночи напролет. Но окончить учебу все же не получилось, забрали в армию. В государственный художественный институт поступить не удалось. Одна из виднейших искусствоведов Красноярска в приемной комиссии встала стеной на
пути «наглого самозванца». Женщина была уверена, что абитуриент Моисеенко представил чужие работы: так мастерски писать, не имея специальной школы, повторяла она, просто невозможно. Доказывать чтото молодой человек не стал из гордости. Так и остался без диплома.
— Мое упрямство непомерное, порой несовместимое с жизнью, — шутит Сергей. — А порой, наоборот, добрую службу служит, спасает даже. Такой уж я есть.
Эти упрямство и буйство, и вольнолюбие как нельзя точно, колоритно и остро переданы в его образах казаков. Работы этого цикла недавно выставлялись в Иркутске.
— Но я чувствую, этот материал мною еще не до конца прожит.
Есть у художника еще одна излюбленная тема — образ гусляра. Их много, таких разных и в чемто очень похожих, словно духовные близнецы. Фигура гусляра стала центральной и в картине «Раю мой раю», посвященной памяти православного барда Андрея Байкальца. Мотив гусляра у Моисеенко — своего рода манифест. О высоком, горнем призвании всех, кто отмечен творческим даром. Почти все работы из этой серии приобрел настоятель храма, где Сергей является прихожанином. О своем православии говорит просто: «Русскому человеку иначе нельзя. Иначе у него просто будущего нет».
Русский дух, неистребимый, не выхолощенный глобализацией, — вот что особенно дорого в полотнах нашего земляка. Он остается глубоко нашим, русским, сибирским, родным талантом. Как его выразительные, неподражаемые герои, с енисейской синью в глазах, с мускулистой силой в руках, с широкой народной удалью.
Диана САЛАЦКАЯ, артгалерея «Dias»
В феврале и марте галереей «Dias» представлен иркутянам братский художник Сергей Моисеенко. Мы подготовили около шестидесяти графических и живописных работ, большую часть из которых наши земляки еще не видели. Я полностью согласна с Евгением Евтушенко в том, что Сергей — «это сибирский самородок». Человек, который в уже детстве осознал себя живописцем, многого стоит. Побывав на нашей выставке, вы сможете в этом убедиться.
текст: Марина РЫБАК
Навигация
Предыдущая статья: ← тамара прокофьева. Портрет на фоне марта
Следующая статья: Маргарита Агаркова и ее образы. →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)