Битаров человек серьезный. Но улыбка у него всегда рядом, не заготовленная улыбка вежливости, как у японцев, а улыбка-¬реакция на чью¬-то эмоцию, на удачно сказанное слово, на хорошего человека, на хороший день, начавшийся с легкого снега, перешедшего потом в снегопад. Наконец, наконец — снегопад, пора уже начаться сибирской зиме. Можно скоро встать на лыжи, махнуть на Соболиную… Битаров на горных лыжах катается довольно хорошо, любит большой и настольный теннис, волейбол. В молодости он серьезно занимался баскетболом и плаванием, а звание мастера спорта заработал по регби… Стоп. Ведь мы же не о спортивных достижениях Александра Семеновича собрались рассказывать.
У него две профессии — врач и строитель, и в обеих преуспел. Сменив белый халат на каску строителя, никогда не жалел об этом. За четырнадцать лет целый новый город вырос в Иркутске — красивые удобные дома. Долгое время Битаров сам возглавлял компанию «Новый город», теперь он председатель совета директоров ФСК «Новый город». Мыслит масштабно, строит планы, выходящие из рамок привычного. Как только сужается вокруг него пространство и ему становится тесно, он выпрыгивает из рамок и шагает дальше. «Были бы крылья — полетел», как говорит про него жена Галина, она же заместитель генерального директора компании, коллега и первый друг Битарова. Александр Семенович супруге признателен — за то, что когда все вокруг твердят: зачем за это браться, это нереально, Галина говорит одно: «Если ты решил — делай. Я поддержу».
— Александр Семенович, можно, я вам задам такой вопрос? Новый год скоро, и в этом номере журнала мы говорим о чудесах. Вы верите в чудеса?
— Если человек позволяет себе мечтать, тогда это чудо и происходит. Надо мечтать.
— Вот так вы намечтали «Новый город»? «Снятся людям иногда голубые города»…
— «…у которых названия нет»… А есть же еще: «что нам стоит дом построить — нарисуем — будем жить». И потом еще такая песенка: «в хорошую погоду подвести тепло и воду и только потом начать и кончить строить».
— Это уже гимн строителей какой-то!
— А у нас есть свой гимн! Все мероприятия под него проходят. Единственная всегда проблема бывает — где эти праздники проводить: нас много, 700 человек! Причем, многие работают очень давно.
— Я была у вас на десятилетии компании, помню, что вы пригласили всех своих первых дольщиков. Была женщина, которая со слезами на глазах со сцены благодарила за квартиру.
— Она учительница, 10 лет частями платила — и выплатила! Когда мы начинали, тогда еще никто не говорил о привлечении дольщиков, которое столь популярно сейчас, а «Новый город» взял на знамена хорошо забытое старое: принцип жилищных кооперативов, которые были в СССР и к тому времени отошли в прошлое. Привлекательность общей идеи сделала свое дело. Люди из своих небольших зарплат вносили деньги, инфляция не шла — летела, а «Новый город» удерживал свой курс доллара. Конечно, были те, кто расторгал договоры, забирал деньги. Но процесс был уже запущен, и в конце 1997 года компания «Новый город» начала строить первые два дома. Спасибо тем людям, которые по копеечкам нам приносили деньги, верили в нас, но, с другой стороны, и мы ответили им тем же, выполнив свои обязательства.
— Все осуществилось, что вы хотели?
— Была мечта: когда мы самые первые договоры заключали, предполагали, что во всем Иркутске будем строить Новый город. Схема прилагалась: первая зона — это Кировский район, вторая — Октябрьский, третья — Свердловский и т.д. Выбирайте, где хотите! Но когда дело дошло до практики под названием «земля», оказалось, что это не более чем мечты. Так много земли просто нельзя взять! Земля–то в городе есть: 74 гектара выведено из оборота! Нужна политическая воля, чтобы распоряжаться этой землей, чтобы город дальше рос хотя бы в тех границах, которые сейчас есть. Ведь, откровенно говоря, население-то у нас не прибывает, а убывает. Надо молодым семьям свое жилье. Нормальное и недорогое. А оно дорогое.
— Почему?
— Потому что дорогая земля под строительство. Мало того, что дорогая, но ведь на потенциальных площадках стоят бараки, амбары — «наше все». Зачем пытаться сохранить то, что ни для кого никакой ценности не представляет? И деньги на это никто не готов тратить, потому что восстановление очень дорого. Где¬-то в начале 2000-¬х годов Юрий Шкуропат называл такие цифры: стоимость нового жилья была тысяч пять за квадратный метр, реконструкция старого деревянного — двадцать тысяч.
— В этом смысле хороша идея 130 квартала — создать уголок старого Иркутска в центре города. И хотя это дорогое удовольствие, нашлись ведь инвесторы.
— Раз уж заговорили о 130 квартале. За все 14 лет мы застроили в Иркутске 15 гектаров. Это получается с площадками, с гаражами, парковками. Конкретно под жилыми домами находится 8 гектаров. Образно говоря, мы свой 130 квартал, который тоже 8 гектаров — уже построили (улыбается). А если серьезно, администрация области пригласила нас поучаствовать в проекте с финнами под названием «Эко¬дом». Дом, который строится без отопительных приборов вообще. А тепло собирается от всех: от человека, холодильника, телевизора, микроволновой печи, плиты, обрабатывается и обратно запускается. Все это не дешево. Оборудование для одной квартиры стоит порядка 10 тысяч евро. Мы сказали — выделим две квартиры. Но финнам неинтересно заходить на две квартиры. Им нужен дом. Эти соглашения уже идут на межгосударственном уровне, Финляндия и Иркутская область договариваются. Мы готовы и дом построить. Только дайте нам земельный участок. Потому что если мы будем его выкупать, расселять жильцов, а потом строить дорогостоящий дом, оно нам надо? С весны занимаемся с министерством имущества поиском земельного участка. В 130 квартале мы показали расчищенный участок. Ведь дом должен располагаться не на задворках Иркутска, поскольку это новые технологии, опять же будет что показать к 350¬-летию Иркутска и чем потом гордиться… Но воз и ныне там. Представитель финской компании на днях прислал письмо: «Чудес обещать не могу, но надежда на запуск у нас остается».
— Что касается земельного вопроса, кажется, что в этой сфере чудес не бывает…
— Капля камень точит! Это проблема, которую надо решать! Строительство — настолько социально завязанный бизнес, что он не может существовать без объемных массовых решений. Вот сейчас мы занялись разработкой проекта «город-спутник», уже начали вкладывать в это деньги. Только представьте: целый микрорайон размером почти что с Ново-Ленино разместится за городом, в районе объездной дороги. Детские сады, физкультурно¬-оздоровительный комплекс, предприятия, которые обеспечат работой жителей — этот микрогородок ни в чем нуждаться не должен. Ничего подобного не только в Иркутске, но и в стране до сих не было построено.
— В рамках ограниченного городского пространства «Новому городу» уже тесно?
— Выход компании за пределы города объясним: в черте Иркутска нереально найти землю, где можно создать большую застройку. Но надо понимать, что никакая компания в одиночку не потянет город-спутник в полном объеме. Нужны сети — канализация, тепло. Опять нужна политическая воля, теперь уже областного уровня, потому что это за пределами города. Причем, мы приглашаем к сотрудничеству и другие строительные компании. Давайте заниматься этим вместе!
— Александр Семенович, расскажите еще об одном вашем проекте — 20¬-этажные дома, о которых все говорят: «иркутские небоскребы».
— (Смеется.) Настоящие небоскребы здесь появятся не скоро. А 20-¬этажки будем строить на углу улиц Первой Советской и Александра Невского. Сейчас разрабатываем проектную документацию.
— Это тоже путь решения проблемы нехватки земель?
— Так и есть. Приходится расти вверх, если нет возможности расти вширь. Эту землю начали выкупать с года 2003-¬го. Мы будем первыми, кто построит высотные дома в Иркутске. Помню, когда появились наши первые многоэтажки — «Новый город»-¬1, телевизионщики просились на крышу снять панораму города.
— В чем еще вы были первыми?
— В монолитном домостроении. А сейчас большинство строят именно таким способом.
Сейчас «Новый город» — это свои же подрядчики, производственная база, проектная организация, отдельный бетонный завод с тремя линиями. Битаров вспоминает: первая техника была куплена на сумму миллион рублей, сейчас же один кран KATO стоит 18 миллионов. Старые самосвалы, дышавшие на ладан, когда-то приобретали за копейки, — теперь у компании целый автопарк современной техники. До 2003 года Битаров сам ездил на «Жигулях»: покупать автокраны и самосвалы казалось целесообразнее.
— Александр Семенович, какова философия вашей компании?
— Мы строим для вас в Иркутске Новый город! Хотите — новый город с маленькой буквы, хотите — с большой, сути это не меняет. Каким мы хотим видеть наш Иркутск? Когда была создана компания — в 1996 году, мы зашли на рынок с единственной позицией: мы не делаем точечную застройку — строим микрорайонами. А строить микрорайонами в центре города дорогого стоит. Мы как начинали это делать, так и делаем. Что в докризисные годы, что в кризис. Недавно нам один из клиентов говорит: вы словно ассенизаторы. Заходите и чистите. Верно, еще классик сказал: «Чтобы строить, расчистить надо». Наша философия такая же, мы от нее не отказались. Мы покупаем землю, расселяем людей. Мы строим микрорайоны и хотим, чтобы люди видели этот самый новый город Иркутск.
— Конкуренция вас не пугает?
— Только в ценовом порядке. Есть в городе дешевое жилье. За счет чего оно дешевое? За счет качества. Мы четырнадцать лет строим в том качестве, к которому нет претензий. Поживите в этих дешевых домах несколько лет, и тогда поговорим.
А конкуренции ни по качеству, ни по объемам строительства мы не боимся. По 60¬70 тысяч квадратных метров мы сдаем на протяжении последних 4¬5 лет! 20¬25 процентов нового жилья в Иркутске.
— «Что год грядущий нам готовит»?
— Если говорить о нашей компании, мы в 2010 году сдаем по четыре дома в каждом жилом комплексе — это «Новый горо们-7 в микрорайоне Солнечный и «Новый горо们-3 по улице Александра Невского. Это первые очереди комплексов, они продолжают строиться.
Что касается прогнозов. Я не астролог, но могу сказать: год будет неблагоприятным для тех, кто собирается купить новое жилье. Потому что кризис сказался на отрасли — часть компаний обанкротилась, часть достраивает то, что было заложено в прежние годы. Новых строительных площадок в Иркутске в этом году не появилось. Земли не оформлялись. Раз нет земли — нет строительства, нет новых квартир. А дефицит приводит к тому, что цены будут расти.
Битаров секретом своего успеха называет своих людей, свою команду. Подобно Генри Форду, он считает: если отнять все, но оставить сотрудников — он сумеет подняться заново. Главный его помощник и единомышленник — это генеральный директор компании Александр Ткачев, который уже шесть лет продвигает начатое Битаровым дело. По образованию Ткачев — профессиональный строитель, окончил строительный факультет политехнического института. Однажды Битаров решил, что именно такой человек ему в компании необходим.
— Ткачев стал генеральным директором компании в пик кризиса 2009 года. Тяжело было все: и отсутствие денег, и задержки платежей от дольщиков. Благодаря тому, что мы одна команда, одна большая семья, у нас все получилось.
— Хочу спросить про вашу семью. Вы с Галиной дома производственные проблемы не обсуждаете?
— (Смеется.) Планерки на кухне случаются. Юлька когда была маленькая, прибегала: вы что, ругаетесь? — Нет, мы о работе говорим. Стараемся, конечно, производственные совещания не устраивать в домашних стенах. Но не всегда получается.
— А отдыхать получается?
— Если только куда¬-то уехать в отпуск всем вместе. Недельки на две. Если не уедешь, никакого отдыха не будет. Та же работа с раннего утра до позднего вечера. Младшая дочка, ей пять с половиной, на меня обижается: вечером спать ложится, папы еще нет, утром встает — уже нет.
— Новый год как ваша семья отмечает?
— Все собираются у нас — мама Галины, мои родители. Я своих отца и маму перевез из Питера уже давно.
Они сядут за праздничный стол, в двенадцать часов загадают желания… Город, вошедший в Новый год, будет сверкать фейерверками, до утра не погаснут огни в окнах домов. В это время они сияют особенно ярко — огни Нового города.?
текст: Полина ОРЛОВА? фото: Марина СВИНИНА
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)