Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Родовое гнездо глазами архитекторов и застройщиков

055

Тренд отдельного, автономного жилья на земле с каждым днем становится популярнее. Люди стремятся иметь своё «родовое гнездо», которое будет передаваться из поколения в поколение. Вслед за спросом растут поселки индивидуальной застройки. Их все больше в окрестностях иркутска. Каким должен быть облик Таких жилых Поселений? Что сильнее повлияет на завтрашние очертания пригородов областного центра — вдохновение зодчих, полет фантазии художников или амбиции хозяев? Об этом шел оживленный разговор на круглом столе ассоциации архитектурных мастерских.

Евгений Третьяков, генеральный директор ООО «Арт-консалт»:

056— Хотелось бы, чтобы малоэтажная застройка уходила от чрезмерной коммерциализации и приобретала все более человечные, эргономичные черты. Пора уже отходить от примитивной схемы: дорога, забор и раскроенные квадратно-гнездовым методом участки, на каждом из которых хозяйничают владельцы, кто во что горазд. Внутри своего огороженного «райка» каждый старается в меру сил создать уютное и удобное пространство, а что за забором — это уже не его забота. Но это ведь неправильно. В любом загородном поселке должна формироваться и среда общего пользования. Где, к примеру, в таких городках играют дети? Только по дворам.
Хорошо, если ходят друг к другу в гости, собираются на том подворье, где есть какое-то подобие детской площадки. Общих мест для детских игр, для подросткового спортивного досуга нет, нет скамеечек, где могли бы пообщаться бабушки с внучатами. Да что о скамеечках говорить, зачастую и дорог-то нормальных нет — двум машинам не разъехаться. Полноценная инфраструктура такого поселка просто не запроектирована, изначально никем не финансируется и не будет содержаться.
— Понятно, что застройщик руководствуется только одним простым мотивом: поменьше вложить — побольше получить.
— Вот и строят плотно, дешево, примитивно. От этой хуторской дикости, от вчерашнего дня надо переходить к концептуальному строительству. На мой взгляд, логично и перспективно формировать такие поселения вокруг общего центрального пространства. Где была бы площадь для собраний и массовых мероприятий, какой-нибудь живописный скверик имени главного архитектора проекта (помечтать не вредно), детские и спортивные площадки, может быть, фонтан или пруд, одно-два общественных здания, удобная парковка для гостевых автомобилей… Да мало ли что еще! В таком поселке и жить было бы веселее, удобнее. Мы как проектировщики должны стараться воплотить в жизнь принципы взаимного уважения и коллективной заботы соседей об общей территории.

Коба Шемазашвили, генеральный директор ЗАО «Диас»:

057— Вся беда в том, что заказчики к этому не готовы. Я занимался 5 лет назад так называемым элитным поселком с красивой береговой линией. Битва за общее пространство шла не на жизнь, а на смерть. А заборы? Это же катастрофа. Я настаивал на открытой перспективе, чтобы ограды были невысокие, а хозяева требуют — в три человеческих роста! И спорить очень трудно. Ну, где мы во Франции, в Германии, в Риге, даже в Москве, в Барвихе, увидим такое безобразие? Нигде этого нет. Меня удивляет эта инертность сибиряков. Постройте мне отдельное бомбоубежище, и обязательно поближе к воде, с выходом к подводной лодке! И ради этого проектировщик должен напрочь убить залив, всю природную красоту зажать бункерами и загородить крепостными заборами! Но я не сдаюсь, все равно стараюсь убеждать, аргументировать, гнуть свою архитектурную линию. Даже велосипедные дорожки предусмотрел в одном из поселков. Если удастся их реализовать, это будет настоящий прорыв…

 

Евгений Третьяков:

— Стройки в черте города хотя бы подчиняются строгим канонам СНИПов. Там все заложено: парковки, придомовые участки, обязательный процент озеленения. Мы же сейчас говорим больше о пригородных поселениях, так сказать, на природе, что становятся все более востребованными. Такие поселки практически не подлежат экспертизе. И получается, что вопросы обустройства комфортной среды проживания, инфраструктуры, начиная с дорог, там постоянно оказываются вторичными, отодвигаются в неопределенные перспективы. И, что самое ужасное, во многих поселках это запущено уже безвозвратно, разумные принципы комфортного соседства там уже невозможно реализовать.

Коба Шемазашвили:

058— Это, в самом деле, почти непосильная задача. Совсем недавно у меня появился заказчик, которому я предложил спроектировать так называемую родовую виллу — дом на две, а может, и на три семьи, на три поколения, когда у каждой семьи был бы свой участок, свои границы, и вместе с тем, все живут рядом. Все позволяет это сделать красиво, с размахом: и средства, и площадь. Можно всем скроить по саду, да еще и общую территорию спланировать. Старшие сразу согласились. Молодежь — ни в какую. Как видим, даже с родными клиент не желает кооперироваться. Не то что с соседями.
— Так все-таки, чем продиктована «мода» на «квадратно-гнездовые» поселки, практически лишенные инфраструктуры? Что это — проблема менталитета или результат войны рыночных концепций, когда все решают дешевизна и быстрая прибыль? Может ли сам город как-то политически влиять на завтрашний облик своих окраин? Или все пущено на самотек? Евгений Антонович, Вы много лет вершили градостроительную политику в Иркутске, пролейте свет на эти механизмы.

Евгений Третьяков:

— В свое время администрация города заказала разработку нормативов для строительства, в том числе и малоэтажного, таких, какие были бы органичны именно для нашего камерного исторического центра, московскому «Институту экологии города». Эта работа была оплачена и проведена. Там установлен четкий лимит: количество квадратных метров жилья на одном гектаре. Жалко, что такие нормативы до сих пор не утверждены. Вот и отдано все на откуп застройщику. А он берет во внимание простые экономические расчеты. Больше над ним ничто не довлеет. Там, где царят цивилизованные законодательные нормы, там гармонично и строят.
Посмотрите, какие красивые, элегантные, удобные поселки коттеджного типа со строгой регламентацией, продуманной инфраструктурой, что называется, с человеческим лицом», есть в США, в Швейцарии, на Рублевке, наконец!

059

Коба Шемазашвили:

— Там сформировался спрос другого уровня, другая платежная способность и, соответственно, уровень потребностей. У нас это тоже потихоньку продвигается. Если раньше люди старались брать дешевые квадратные метры, то теперь уже все больше задумываются, а насколько комфортно будет жить. Я, например, сам хочу перебраться за город. Но пока не вижу такого населенного пункта, где бы было все почеловечески. Спроектировал бы, да не могу добиться полного согласия с застройщиком, чтобы создать концептуальную, действительно экологичную планировку. Но все не так плохо.
За 15 лет произошло много изменений в хорошую сторону.

Евгений Третьяков:

— Надо менять правила игры. У нас до сих пор нет региональных нормативов в строительстве. Градостроительный уровень загородных поселков остается низким. Взаимопонимания у разных муниципалитетов, в границах которых растет малоэтажная застройка, нет. Попадется грамотный инвестор — рождается хороший микрорайон. Ну, а если сверхрасчетливый…

061Дмитрий Кузнецов,генеральный директор ООО«Мета групп»:

— Задачу строить дороги надо вменять застройщику в обязанность. Вводить правила: дороги пошире, заборы пониже, и дома такие, чтоб не противно было смотреть. Чтоб не получалась поделенная на «камеры» «лежачая тюрьма», что мы видим сегодня во многих садоводствах. И ограничивать надо собственников в правах. Чтобы не ставили шлагбаумов на дорогах, не блокировали выезд к береговой зоне.
В Греции вон, даже у Онассиса на острове, береговая зона принадлежит всем, любому прохожему. Это закон. И это здравый человеческий резон. Ничего ведь сверхъестественного не требуется. Если сегодня такие требования не установила власть, то архитекторы должны все-таки стремиться к формированию здорового вкуса, грамотных подходов к застройке.
В последние года полтора стали появляться положительные примеры и у нас, рядом с Иркутском. Не буду называть конкретные адреса, чтобы не рекламировать никого, но лед уже тронулся. Заказчик подрос, он начинает прозревать и тянуться к культуре. Вот мы с Александром Гладковым сейчас работаем вместе единым тандемом: он выступает как проектировщик, я — в роли застройщика. Надеемся возвести уютный, добротный, пригодный для проживания во всех смыслах жилой массив. С единым архитектурным соответствием соседствующих строений. Чтоб красота была, и смысл, и эргономика. Прежде чем затевать проект, мы не поленились, проехали и опросили
владельцев уже обжитых коттеджей за городом. Они сказали нам, что удобно, что неудобно, каких ошибок лучше избежать. Есть пословица, что первый дом строишь для врага, второй для друга, и только третий — для себя любимого. Так вот, хочется обобщить уже накопившийся опыт и сразу построить жилое пространство из «третьих» домов.

Евгений Третьяков:

060— Наша Ассоциация архитектурных мастерских планирует ознакомительную поездку в Китай, где традиции строительства жилых микрорайонов издавна очень привлекатель- ны. Там, как правило, прекрасно развит комплекс общего благоустройства. Это сказочные городки: клубы по интересам, магазины, детские сады, пруды с рыбками, небольшие зоопарки даже, летние кинотеатры под открытым небом, чего только нет! Хочется, чтоб и у нас прививались подобные образцы.
— Большое спасибо всем! В следующий раз мы поговорим об историческом облике Иркутска.

Навигация

Следующая статья:

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти