Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

На родине зимних шин

Зима уходит, но не навсегда, обещает вернуться. Лето пролетит, и любой-водитель опять столкнется с вопросом — во что обуть машину для безопасной и комфортной езды по льду и снегу? Видимо, из этой логики «неотвратимости» исходят производители шин., устраивая для прессы уже в конце зимы тест-презентацию новой линейки зимних шин., которая в продаже появится только осенью — как раз к следующему сезону.

Может, и не стоит торопиться рассказывать об этом? Однако дело происходило не где-нибудь, а в Финской Лапландии: в логове Санта-Клауса и «знатоков севера» — компании Nokian Tyres, у которой здесь самый северный зимний полигон. Да и типичные условия движения по европейскому заполярью само по себе такой «айс», что даже нам, сибирякам, есть чему подивиться. Но сначала немного занимательной теории.
ЗАГОВОР «РЕЗИНЩИКОВ»
В мировом масштабе зимние шины занимают смешную долю — всего 7-8%. Зато в России на них приходится более половины шинного бизнеса, и емкость этого рынка с каждым годом только растет. Динамика продаж в разы превосходит данные даже по скандинавским странам! Это при том, что Скандинавия считается родиной зимних шин — именно финны еще в 1934 году выпустили первую в мире шину с зимним протектором.
Сейчас многие шинные акулы (в порядке алфавита): Bridgestone, Continental, Good Year, Hankook, Michelin, Nokian, Yokohama и другие — просто влюблены в нашу страну за ее суровый климат с длинными снежными зимами. И любовь эта выражается в регулярно обновляемом ассортименте. Лет 15 назад «шиповки» и «липучки» ведущих иностранных компаний казались вполне идеальной зимней обувью для наших условий, но сейчас те модели сильно отстают от своих современных последователей.

Не случайно и то, что мировые шинные «державы» уже давно запустили свои резиновые щупальца в российское производство: здесь в ходу и разного рода технологическое участие, и строительство с нуля фирменных заводов. Российский завод Nokian Tyres под Санкт-Петербургом именно такой, причем сейчас это предприятие в два раза мощнее такого у себя на родине — в Финляндии. И как говорят, по оснащению даже более современное.

Оборудование на заводе только импортное, с высокой долей автоматизации — в цехах людей и впрямь не просто увидеть. Персонал «отечественный», но, как заверил гендиректор завода Nokian Tyres-Россия Андрей Пантюхов, среди рабочих, инженеров и управленцев нет ни одного человека с «советским» шинным прошлым. Сырье тоже только импортное. Качественная шина — это первым делом резиновая смесь из соответствующей сажи, то есть углерода, и каучука. Конечно, фирменные рецептуры подразумевают добавку других секретных компонентов. И уж тем более разработчики «колдуют» при создании современных зимних шин, где состав и структура протектора гораздо сложнее летних.

Так, для новых зимних шин Nokian применяется фирменная смесь на основе криосилана второго поколения (Cryo-Silane Gen 2), где больше натурального каучука, больше кремния (силики), а также используется сурепное масло. А в состав смеси для фрикционных шин («липучек») теперь стали добавлять твердые микрочастички (концепция Cryo-Crystal) для повышения сцепных свойств на льду. Причем, что это за частички — не разглашается. Не лыком шита и новая структура протектора, куда входят такие ноу-хау как 3D-ламели и ламели-насосы. В общем, теория красивая.

БЕЛЫЙ АД

Местечко Ивало — «крайний север» для Европы и Финляндии, 300 км за Полярным кругом. Арктика, однако, но здешний климат не такой уж суровый — хорошие морозы бывают, но теплое дыхание Атлантики (чудодейственный Гольфстрим!) все же смягчает погоду. Вот и наш приезд в самом конце января Лапландия гостеприимно встречала тихим циклоном со снежком и температурой только чуть ниже нуля. Как по заказу, родина Санта-Клауса оказалась в своей самой сказочной красоте — белая и пушистая.

Такая белая, что на дорогах хоть глаз коли: только едва различаешь, где проезжая часть, а где обочина. Белым-бело и гладко — катушка полная! Дороги местного значения, что яйцо во всех смыслах, — не только узкие и гладкие, но и покатые. Редкие машины едут посередине, как раз по «гребню» полотна, а разъезд со встречной по скользким откосам. Чуть снесет, и колеса провалятся в глубокий снег кювета. На магистралях, где движение интенсивнее, асфальт все же проглядывает, но во время снегопадов и он сильно «замыливается», так что тоже скользко.

И эти условия движения как раз становятся главным откровением для человека, привыкшего считать, что «у нас в России зимой дороги такие…» Здесь дороги, конечно, чистят: снегоуборочной техники в достатке, но никакой химией, даже на уклонах, не посыпают — все из тех же соображений экологии. В частности, для сохранения популяции оленей — они здесь каждый на учете. Диких нет, все имеют хозяев, но гуляют рогатенькие сами по себе, вольготно. Когда-то в целях безопасности загородные трассы посыпали солью, но олени выходили на проезжую часть слизывать полюбившийся им реагент, и дело только усугубилось. Дороги посыпают мелкой каменной крошкой, но «точечно» в самых проблемных местах и в основном в населенных пунктах.

Вот и получается, чтобы ездить в таких условиях нормально, рассчитывать по большей части приходится на шины. И финские водители ездят хоть и не слишком быстро (ограничения в 80 км/час соблюдаются), но уверенно, в том числе на грузовиках и автобусах.

Главное действо тест-программы разворачивалось на полигоне White Hell (Белый ад), созданном в естественных условиях местной системы озер, промерзающих на глубину 50-80 см.

На площади более 700 гектаров и только 6-7 месяцев в году на десятке подготовленных трасс испытываются и тестируются зимние шины в различных дисциплинах. Готовится не только конфигурация трасс разная, но и структура льда: мягкий, средний, жесткий, рифленый или гладкий, а также водянистый со снежной кашей (шугой) — как бывает в оттепель и межсезонье.

Автомобили — тоже разные. От «народного» VW Golf с базовым моторчиком 1,2 литра в 105 сил до «икры заморской, баклажанной», самой деликатесной — Audi серий RS, с двигателями мощностью до 400 сил и выше. Обуты в шипованные и фрикционные шины Nokian новых серий Hakkapeliitta 8, RS2, RS2 SUV.

Тестовая программа включала все типичные упражнения: езда змейкой, «лосиный тест» (то есть объезд внезапно возникшего препятствия с быстрым возвращением на свою полосу), скоростные заезды на извилистом кольце (тест на управляемость), а также движение уже вне полигона по дорогам общего пользования. Более того, кроссоверы, обутые в специализированные для них шины RS2 SUV, организаторы не побоялись «прогнать» по узким лесным дорожкам с колеей. Как-никак, при разработке этих шин учитывались требования к повышенной проходимости. Колея, конечно, не «Ураловская», но все же. Для полноты ощущений, конечно, не хватало сравнительных заездов на шинах-конкурентах.
Но все вопросы по этой части устроители парировали тем, что это не сравнительный тест, а именно презентация новой продукции.
ЛЕД ОБЪЕДИНЯЕТ
Что сказать по результатам? Финны молодцы. Продолжают совершенствовать и без того хорошие зимние шины. На всех скользких покрытиях они обеспечивают надежное сцепление, особенно в продольном направлении. В повороте «хватка» все же не столь выдающаяся, зато хорошо чувствуется предел сцепления: скольжение развивается плавно, без резких срывов, есть время и возможность скорректировать траекторию. Наверное, в этом и заключается главный вывод: именно мягкие, без провокаций и «выкрутасов» характеристики управляемости наделяют эти шины теми свойствами, что дает чувство безопасности и комфорта.
Причем нешипованные модели по сцеплению на льду еще ближе стали к шипованным, но те, в свою очередь, тоже шагнули дальше — на голом льду они все же имеют больше преимуществ по торможению и управляемости. Вот это, кстати, и надо учитывать при выборе: если зимние условия эксплуатации зачастую выходят за рамки городских условий, то шипованные шины остаются предпочтительней — в сложных условиях уверенности на них больше.
Мы покидали Лапландию все так же в тихую снежную погоду. Да, благодатные места для разного рода зимних автотестов — европейские производители автомобилей и шин активно используют свой север как возможность испытывать и «пиарить» продукцию. А ведь эта финская «глухомань» с местным населением всего около 300 человек еще и Мекка зимнего туризма — здешние отели могут одновременно и с высоким комфортом принимать до 20 тысяч туристов!
Здесь заповедная экологическая территория, где даже вода «из крана» не просто питьевая, а целебная, не говоря уж о воздухе. Но туристы сюда летят и едут вовсе не лечиться, а наслаждаться и запасаться чистой энергией севера. Например, очень популярны туры сюда у напрочь «захайтеченных» японцев, в том числе тех, кто стремится провести здесь медовый месяц. Прогулки на снегоходах, на собачьих и оленьих упряжках, в конце концов, на лыжах — все это в списке обычных развлечений. А если повезет с погодой и магнитными бурями — можно полюбоваться северным сиянием. Среди предложений местной туриндустрии даже есть эксклюзивная услуга с предоставлением на ночь благоустроенных кемпингов с крышами в виде стеклянных куполов.
Северное сияние, к сожалению, увидеть не получилось.
Зато удалось прямо на дороге два раза встретиться с оленями, в том числе с парочкой. Видно их было заранее, и все обошлось только приятной фотосессией. А ведь бывает, столь крупные животные выскакивают на дорогу совершенно неожиданно, и тогда встреча может закончиться обоюдно плачевно. Но очевидно, много таких случаев удается избежать благодаря столь серьезному отношению к безопасности.

текст и фото: Василий ЛАРИН

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти