Зима уходит, но не навсегда, обещает вернуться. Лето пролетит, и любой-водитель опять столкнется с вопросом — во что обуть машину для безопасной и комфортной езды по льду и снегу? Видимо, из этой логики «неотвратимости» исходят производители шин., устраивая для прессы уже в конце зимы тест-презентацию новой линейки зимних шин., которая в продаже появится только осенью — как раз к следующему сезону.
Не случайно и то, что мировые шинные «державы» уже давно запустили свои резиновые щупальца в российское производство: здесь в ходу и разного рода технологическое участие, и строительство с нуля фирменных заводов. Российский завод Nokian Tyres под Санкт-Петербургом именно такой, причем сейчас это предприятие в два раза мощнее такого у себя на родине — в Финляндии. И как говорят, по оснащению даже более современное.
Оборудование на заводе только импортное, с высокой долей автоматизации — в цехах людей и впрямь не просто увидеть. Персонал «отечественный», но, как заверил гендиректор завода Nokian Tyres-Россия Андрей Пантюхов, среди рабочих, инженеров и управленцев нет ни одного человека с «советским» шинным прошлым. Сырье тоже только импортное. Качественная шина — это первым делом резиновая смесь из соответствующей сажи, то есть углерода, и каучука. Конечно, фирменные рецептуры подразумевают добавку других секретных компонентов. И уж тем более разработчики «колдуют» при создании современных зимних шин, где состав и структура протектора гораздо сложнее летних.
Так, для новых зимних шин Nokian применяется фирменная смесь на основе криосилана второго поколения (Cryo-Silane Gen 2), где больше натурального каучука, больше кремния (силики), а также используется сурепное масло. А в состав смеси для фрикционных шин («липучек») теперь стали добавлять твердые микрочастички (концепция Cryo-Crystal) для повышения сцепных свойств на льду. Причем, что это за частички — не разглашается. Не лыком шита и новая структура протектора, куда входят такие ноу-хау как 3D-ламели и ламели-насосы. В общем, теория красивая.
БЕЛЫЙ АД
Местечко Ивало — «крайний север» для Европы и Финляндии, 300 км за Полярным кругом. Арктика, однако, но здешний климат не такой уж суровый — хорошие морозы бывают, но теплое дыхание Атлантики (чудодейственный Гольфстрим!) все же смягчает погоду. Вот и наш приезд в самом конце января Лапландия гостеприимно встречала тихим циклоном со снежком и температурой только чуть ниже нуля. Как по заказу, родина Санта-Клауса оказалась в своей самой сказочной красоте — белая и пушистая.
Такая белая, что на дорогах хоть глаз коли: только едва различаешь, где проезжая часть, а где обочина. Белым-бело и гладко — катушка полная! Дороги местного значения, что яйцо во всех смыслах, — не только узкие и гладкие, но и покатые. Редкие машины едут посередине, как раз по «гребню» полотна, а разъезд со встречной по скользким откосам. Чуть снесет, и колеса провалятся в глубокий снег кювета. На магистралях, где движение интенсивнее, асфальт все же проглядывает, но во время снегопадов и он сильно «замыливается», так что тоже скользко.
И эти условия движения как раз становятся главным откровением для человека, привыкшего считать, что «у нас в России зимой дороги такие…» Здесь дороги, конечно, чистят: снегоуборочной техники в достатке, но никакой химией, даже на уклонах, не посыпают — все из тех же соображений экологии. В частности, для сохранения популяции оленей — они здесь каждый на учете. Диких нет, все имеют хозяев, но гуляют рогатенькие сами по себе, вольготно. Когда-то в целях безопасности загородные трассы посыпали солью, но олени выходили на проезжую часть слизывать полюбившийся им реагент, и дело только усугубилось. Дороги посыпают мелкой каменной крошкой, но «точечно» в самых проблемных местах и в основном в населенных пунктах.
Вот и получается, чтобы ездить в таких условиях нормально, рассчитывать по большей части приходится на шины. И финские водители ездят хоть и не слишком быстро (ограничения в 80 км/час соблюдаются), но уверенно, в том числе на грузовиках и автобусах.
Главное действо тест-программы разворачивалось на полигоне White Hell (Белый ад), созданном в естественных условиях местной системы озер, промерзающих на глубину 50-80 см.
На площади более 700 гектаров и только 6-7 месяцев в году на десятке подготовленных трасс испытываются и тестируются зимние шины в различных дисциплинах. Готовится не только конфигурация трасс разная, но и структура льда: мягкий, средний, жесткий, рифленый или гладкий, а также водянистый со снежной кашей (шугой) — как бывает в оттепель и межсезонье.
Автомобили — тоже разные. От «народного» VW Golf с базовым моторчиком 1,2 литра в 105 сил до «икры заморской, баклажанной», самой деликатесной — Audi серий RS, с двигателями мощностью до 400 сил и выше. Обуты в шипованные и фрикционные шины Nokian новых серий Hakkapeliitta 8, RS2, RS2 SUV.
текст и фото: Василий ЛАРИН
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)