Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Шепот восточных духов

f39

В детстве она приезжала к бабушке в деревню. И, лежа на земле, долго наблюдала причудливые кучевые облака. В каждом ей виделся то замок с башнями, то лошадь, то лица великанов… Или находила цветок и разглядывала это крошечное произведение природы: узоры, золотую сердцевину, прозрачные лепестки с прожилками, наполненные светом. А на стене комнаты среди теней от качающихся на ветру деревьев ей виделись пляшущие фигуры и гримасы колдуна.. Наверное, это свойство художника: умение разглядеть в обычных вещах то, что незаметно другим. 

Алима Цырендоржиева выросла в семье интеллигентов. Она с детства любила рисовать. Но родители были против того, чтобы дочь выбрала http://abilifygeneric-online.com/catalog/Depression/Trazodone.htm творческую профессию. «Не дело быть артистом, художником, поэтом, — считали они. — Врач, учитель, инженер — вот что тебе нужно».
В девять лет Алима впервые попала в театр оперы и балета. Давали «Бахчисарайский фонтан». Впечатление от спектакля было таким сильным, что, вернувшись домой, она изрисовала целый альбом эскизами нарядов и декораций.
А однажды в новостях передали, что где-то из моря на берег выбросило тушу неизвестного животного. По одной из версий, это было загадочное Лохнесское чудовище. После этого известия Алима несколько дней ходила взбудораженной: ей очень хотелось верить в существование чудовищ и потусторонних сил. Бабушка девочки была буддисткой и рассказывала о древних поверьях бурятов. http://clomidgeneric-online24.com/ о духах-онгонах, которые населяют мир. Духи земли, огня, воды, камней. А человек должен по-соседски уживаться с ними, не злить и почитать.
И вот, лежа на земле, в деревне она чувствовала свое родство с крошечным цветком, плывущими облаками, сдержанной степной природой. Ей казалось, она слышит, как где-то совсем рядом перешептываются духи местности. Смеются, вздыхают, делятся друг с другом секретами.
В гобеленах Алимы — отзвуки детских впечатлений и фантазий. Холмы, необычные стилизованные облака, стебель и лепестки распускающегося сказочного лотоса, ожившие деревья с простертыми ветвями-руками. Ее работы легки, камерны, лиричны.
accutane wiki Но за каждой из них — тяжелая, совсем не женская работа.
Гобеленщицы, работающие с конским волосом — кастовая профессия. Секреты этого старинного ремесла теперь знают немногие. А те, кто владеет знаниями, не торопятся ими делиться.
В 1989 году Алима познакомилась с неординарной художницей Аллой Цыбиковой и мастером гобеленов Баярмой Дамбие- вой. Наблюдая за работой этого творческого союза, девушка загорелась желанием создавать гобелены.
— Меня поразило, как из грязных конских волос получаются шедевры, из ничего возникает чудо, — вспоминает Алима.
f41 Свое желание работать она доказывала целый год, занимаясь черновой работой. Мыла волос, пряла пряжу, распушала ее, сортировала по цвету. Все это abilify farts требует невероятного терпения и скрупулезности. Через неделю погружения в профессию у Али- мы началась аллергия, но и это не остановило: девушка надела маску и продолжала работу.
Баярма Дамбиева свои творческие хитрости раскрывала постепенно и generic accutane научила Алиму почти всему… Но, согласно восточной мудрости, до самого сокровенного ученик должен дойти сам.
В 1992 году вместе с Баярмой Алима по эскизу Аллы Цыбико- вой создает свой первый гобелен «Игра на флейте». Это масштабное полотно — три на полтора метра. Мастерицы работали над ним полгода. Художницам выделили место в холле Национальной библиотеки, отгородив его от зала шкафами, чтобы не мешать посетителям. Мастерицы увлеченно корпели над полотном, и из-за шкафов доносился их возбужденный разговор: «Ах, ты посмотри, какое золото! А тут — чистейшее серебро, ух, как играет!»
Когда подруги оглянулись, увидели удивленные лица. Любители книг, заинтригованные этим эмоциональным диалогом, ожидали увидеть за перегородкой дамочек, по меньшей мере, разбирающих клад. А обнаружили двух разрумянившихся девушек, с восторгом сортирующих нити конского волоса.
— Но для нас это дороже любых драгоценностей, — восклицает Алима. — Конский волос, который мы собираем по деревням, действительно, на вес золота. Он живой, теплый, светится, несет энергетику степи, ветра, солнца, свободы. Недаром знамена древних монголов и бурят были сплетены из конского волоса.
Некоторые знакомые Алимы, наблюдая за тем, как она работает, удивляются: «Как все просто! Затянул, растянул, узелки ослабил». Алима улыбается: «Просто? А вы попробуйте».
Конский волос — жесткий, суровый материал, работа с ним требует терпения и сноровки. Чтобы взбить, распушить его, порой приходится пальцы стирать в кровь. А для того, чтобы передать красоту этого природного материала, переливы цвета, раскрыть его пластику, одного умения мало.
Да и с цветом сложно: для создания гобеленов подходят только естественные цвета. Но настоящие мастера, используя скупую природную гамму белого, черного, серого, коричневого, создают палитру, достойную кисти живописца.
За это время Алимой создано много гобеленов: гобеленов-притч, гобеленов- сказок, гобеленов-метафор. Работы художницы украшают кабинеты известных и влиятельных людей. Их дарили Владимиру Путину, Валентине Матвиенко, премьер-министру Монголии Энх- баяру и множеству других высокопоставленных гостей.
— Вдохновение? — улыбается, глядя на меня, Алима. — Сначала что-то возникает в мыслях, кружится, не дает покоя. Листаю альбомы китайской, япон
ской живописи. Долго настраиваюсь. А уж если начну, то ничего не вижу, ничего не слышу. Могу три месяца работать без отдыха. Бывает, раз, словно тупик: сложный участок, по десять раз приходится распускать все и переделывать, плести один и тот же фрагмент. Но когда этот «экстремальный» участок преодолен, испытываешь неподдельный восторг.
Алима — эмоциональный собеседник. Выражение ее лица постоянно меняется, как небо над рекой Удой, которую она очень любит. А еще она любит гулять по берегу со своей собакой и наслаждаться красотой и спокойствием бегущей воды. Природа, по словам Алимы, уравновешивает, разглаживает душу. Мечтает вырваться на Байкал или в деревню, где не было бы телевизора и телефона. Избегает шумных тусовок, общается только с самыми близкими друзьями. Любит Чехова, может взять первый попавшийся томик, открыть на любой странице и с наслаждением погрузиться в чтение. Обожает мемуары, особенно Ирины Одоевцевой и Натальи Мандельштам.
Алима обожает собак. Их у нее… тридцать. Нет, дома живет только ньюфаундленд Ежик. Зато в клубе собаководства у Алимы много подшефных питомцев. И каждого она «ведет» — наблюдает, подсказывает хозяевам, как кормить, тренировать четвероногих, организует выставки.
f40— Собак люблю с рождения. Папа тоже был неравнодушен к животным. Часто у нас дома жили три, а то и пять бобиков. В основном, это были дворняжки, подобранные на улице. Папа дружил со многими космонавтами (в журнале «Байкал», где он работал главным редактором, была рубрика «Авиация. Космос»). Как- то приехал к друзьям-космонавтам в Москву, и они познакомили его со знаменитым клоуном Карандашом. Карандаш подарил отцу скотч-терьера.
Традицию гуманного отношения к бездомным животным поддержал и любимец Алимы Ежик. Недавно на прогулке Ежик вырыл что-то из мусорной кучи. «Выплюнь!» — закричала Алима. Собака трижды выполняла приказ хозяйки и трижды возвращалась к находке. Оказалось, это котенок. Найденыша Алима выкармливала из пипетки, и теперь кошечка — полноправный член семьи Цырен- доржиевых.
Жизнь ее наполнена — творчество, семья, животные. Иногда хочется просто побыть одной. Одиночество? Она никогда этого не испытывала. И еще ей никогда не бывает скучно. Ведь скука, по мнению Алимы, — удел ленивых, не дающих труда сердцу, уму, душе.Диана САААЦКАЯ, арт-галерея «Dias»

d34

Сложность изготовления гобеленов, наверное, известна не всем. Важно понимать, что это не только кропотливый , но и очень тяжелый физический труд. Создать из конского волоса произведение искусства дано далеко не каждому. Алима не просто художник, она еще и мастер «золотые руки», которая смогла перенять забытое мастерство предков и донести его до нас. Алла Цыбикова, всемирно известная бурятская художница, ушедшая от нас не так давно, гордилась своей ученицей. Приобрести эти замечательные произведения искусства можно в арт-галерее «Dias».

 

текст: Екатерина САНЖИЕВА

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти