«Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных.
Я стараюсь танцевать лучше себя самого».
Михаил Барышников
Однажды сказочным зимним вечером я шла по тихой центральной улочке, с детства знакомой и узнаваемой до мельчайших подробностей, как вдруг… Это было именно вдруг, нежданно-негаданно, будто по волшебству. В густом вечернем ультрафиолете чарующе блистали огромные обнаженные окна, окна без каких-либо гардин. И там, за этими сияющими окнами, как чудный мираж, музыкально и невесомо двигались балерины! В магических зеркалах отражались трепетные крылья рук, склонялись грациозные головки, и ножки юных терпсихор чертили в воздухе диковинные знаки.
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
В одну секунду в сердце моем вспыхнул фейерверк нахлынувших чувств: дух захватило от летучей пушкинской строки, от детской жажды чуда, от восторга маленькой девочки, впервые увидевшей дивертисмент из «Щелкунчика». Встать на цыпочки, распахнуть объятия, сбросить докучные цепи лет и забот, скепсиса и лени! Шагнуть без оглядки навстречу этому счастью — музыке арф и скрипок, флейт и литавр, парению духа и тела, свободному полету над всеми гнездами кукушек и наседок! «И пусть лучше заклюют меня эти прекрасные птицы», чем оставаться в косности и тоске! Чем прозябать за порогом этого дивного преображающего зала, чем жить без танца…
Как
же поразительно и отрадно, что студия «Дивертисмент» на улице Свердлова как раз и работает, чтобы воплощать несбывшиеся детские мечты таких, как я, несостоявшихся балерин. Открывшись, в первую очередь, для малышей из детской балетной студии Иркутского музыкального театра, «Дивертисмент» решил приобщить к танцевальному искусству всех желающих женщин, независимо от возраста и физической подготовки. «Если чья-то душа жаждет чуда, дай ему это чудо!» — решили руководители студии.
Так и родилась эта красивая идея — всем женщинам дать возможность стать танцующими, пленительными, полувоздушными, по выражению страстного почитателя балета Александра Сергеевича Пушкина. Приобщиться к миру хореографии, освоить ее языки, такие разные и причудливые в разных направлениях, но объединенные одним каноном высокой культуры тела. Для этого в студии дают уроки самых несходных направлений.
Основа основ — боди-балет и балетная гимнастика. Без классической хореографической техники, убеждены идеологи «Дивертисмента», нет никакого танцевального искусства. Адаптированные, упрощенные, по сравнению с профессиональными, занятия у станка позволяют людям, даже никогда не занимавшимся хореографией, воспитать, истончить и одухотворить свою физическую форму, выработать пластику, развить гибкость и грациозность. Занятия под классическую музыку переносят в яркий мир высокой культуры, будят воображение и радость жизни.
То, что у нас условно называют современным танцем или модерном, а во всем мире с пиететом величают термином contemporary dance, — настоящее царство драматизма и романтики. Это стихия подлинной хореографической свободы, накала сложных эмоций, глубины переживаний и личностного, а не только технического роста исполнителей.
Классический и бродвейский джаз — территория азарта. В джазовой классике правят апломб (известно ли вам, что это «агрессивное» слово переводится как «равновесие»?), координация, сложный ритмический рисунок, смелый актерский посыл. В бродвейском джазе к ним присоединяются краски шоу, бурлеска и праздника. Блестящий цилиндр и юркая тросточка в руках танцовщицы мгновенно «включают» кураж и выброс эндорфинов.
Гавайский танец — экзотическая традиция Полинезии — это неподражаемое лицедейство в мелодии и движении, где можно воспеть красоту и бескрайность Жизни на планете, взаимную влюбленность стихий, сымитировать ритуалы птиц и животных, войти в освежающий резонанс с природой. Эти часы словно проводишь не в танцзале, а у кромки прибоя на прогретом песке. Они становятся и тренингом, и релаксацией, и мощной целительной терапией.
Контактная импровизация очень популярна во всем мире, ей все возрасты покорны. Современному человеку не хватает тактильных ощущений. Соприкосновение с другим человеком в танце на уровне эмоционального контакта и физического соприкосновения — вот что такое контактная импровизация. Каждый находит в этом танце что-то важное и главное для себя.
Чтобы освоить любое из этих танцевальных «наречий», необходима работа с телом, его совершенствование и развитие. В этом неоценимую помощь окажут пилатес и йога, аэробика и скульптурирование форм. И это далеко не все направления, представленные в студии. Можно купить комплексный абонемент и чередовать занятия с разными педагогами, в разных техниках и стилях, что и проделывают с удовольствием и пользой большинство завсегдатаев.
Всех, кто вхож в этот сказочный волшебный круг с бравурным и торжественным именем «Дивертисмент»: и увлеченных маэстро — инструкторов и педагогов, и трепетных учеников, и уже не малочисленных поклонников — объединяет неудержимая тяга к танцу, очарованность балетом, подвижническое служение хореографической музе.
Степан Серебряков — настоящий «полиглот» в хореографическом искусстве. Он преподает и боди-балет, и джазовые направления, и модерн. А за пределами студии солирует в театре модерн-танца «1861» и Бурятском государственном ансамбле песни и танца «Степные напевы». Для него каждый из хореографических языков прекрасен и самобытен, а все они — лучший способ самовыражения обнаженной души, кратчайший путь к ее раскрытию и расцвету. Наверное, он согласился бы со словами: «Я способен поверить только в такого Бога, который умел бы танцевать!»
Дисциплина Марии Стрельченко — примы Иркутского музыкального театра, а также ее ученицы и коллеги Ксении Дейнека — его величество балет для детей.
— Меня никто не заставлял трудиться у станка, — вспоминает Мария, — напротив, я уговаривала родителей отдать меня в студию, а потом, еще маленькую, отправить в хореографическое училище— интернат в Улан-Удэ. Откуда пришла эта одержимость балетом? Кто знает? Наверное, это призвание. Жизнь на балетной сцене нелегка, здесь абсолютно точна формула про один процент таланта и девяносто девять — упорного труда. Но оно того стоит! Недаром сцена возвышается над партером. Это алтарь. Оттуда мы несем красоту, эстетику, высокую поэзию, «души исполненный полет»! Балету стоит посвятить жизнь. Ну, или хотя бы какую-то часть жизни…
Екатерина Пономарева — профессиональный хореограф — просто не может жить без интенсивного движения сама и заражает этим учениц. Ее кредо: тело должно быть активным, динамичным, выносливым, должно выкладываться, испытывая драйв. Иначе наступает что-то сродни асфиксии, жизнь замирает и засыпает душа. Ее темперамент требует энергичных, быстрых, неистовых тренировок. Екатерина — универсальный инструктор, помимо классического боди-балета преподает аэробику.
Алекс — известный исполнитель стриптиз-данса — занят ваянием «грамотных» и стройных женских фигур. На его уроки женщины приходят скульптурировать себя с помощью силовых нагрузок. Этот тяжелый труд Алекс умеет превратить в увлекательное приключение. Он для своих подопечных пример того, как надо жить в теле, радуясь и не чувствуя возраста, игнорируя его. Это возможно только, когда научишься слушать свой организм, управлять им, взять в союзники его неисчерпаемые ресурсы.
Вера Черемных практикует пилатес. В балетных студиях всего мира пилатес является неотъемлемой дисциплиной. Вера не сомневается, что каждому танцору, независимо от излюбленного стиля, необходимо вдумчивое сотрудничество со своим телом, осознанное влияние на собственное здоровье. Королевская осанка, которую обретают женщины под руководством Веры, меняет не только их внешний облик (в этом тренер убеждена), но и внутреннее самоощущение. Приходит бесстрашие, свобода, твердая уверенность: «Все могут короли!»
Шри-шри-йога, которую проповедует Татьяна иванова, — глубокое синтетическое учение не только для тела, но и для сердца и сознания. Только став по-настоящему гармоничным человеком, можно создать и исполнить свой неповторимый танец в этом лучшем из миров. Он возникает лишь тогда, когда высвободится и зазвучит внутренняя музыка души!
Академизм и креативность Артема Бизимова обезоруживают. То, как он сыплет легендарными именами великих танцовщиков и хореографов, не отпугивает, а скорее вдохновляет. Он щедро распахивает новичкам красочный мир пластической драматургии — и последние сомнения рассеиваются раз и навсегда. Танцуйте! В любом возрасте, с любыми данными, в любую погоду! Танец поднимет вас и озарит ярче солнца!
Маленькая студия на Свердлова, первая и единственная настоящая балетная студия в Иркутске, совсем молода, ей только полгода. Но ее обитательницы уже успели вкусить головокружительного счастья, даруемого танцем. Ее прозрачные чистые окна и лучезарные зеркала светло и с задорным вызовом смотрят в повседневную прозу города, зовут и притягивают ярким влекущим огнем нежными синими вечерами. К прекрасной и легкой мечте из далекого детства, которую никогда не поздно осуществить! ?
текст: Марина РЫБАК?фото: Серго КАНТАРЧЯН
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)