Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Евгений Саловаров. Интервью. «Тренер».

c29 Евгений Саловаров — человек, который возглавил иркутскую баскетбольную команду «Иркут» с первых дней ее существования и все семь лет стоял у руля. Который, как капитан гибнущего корабля, не покинул его до последнего. Который ни разу в этом сезоне еще не получил зарплату, но команду не распускал, надеясь на чудо, надеясь на юбилей города — может, хотя бы в честь 350-летия Иркутска найдется добрый человек, который поддержит команду в городе, где баскетбол столь чтим и уважаем?

На выездные матчи, которые должны были пройти 21¬22 марта во Владивостоке, «Иркут» не поехал. А зачем ехать? К чему тратить нервы, изыскивать опять средства на поездку, когда каждый матч — это лишь отсрочка? И вот теперь судьба устала давать отсрочку. Команды в городе больше нет.
Остался как ближайшее воспоминание о ней тренер — коренной иркутянин Евгений Павлович Саловаров. Он всю жизнь отдал баскетболу, а сейчас говорит тяжелые вещи о том, что все это — зря… В конце марта объявили о роспуске «Иркута», разъехались ребята, но до сих пор звонят тренеру с надеждой — а, может, есть шанс на возрождение команды?
— Зрители не видели игр «Иркута» с января. Неужели не было никакой возможности провести домашние матчи 2¬3 апреля?
— А зачем? Попрощаться? Домашние матчи стоят дороже, чем выезд. Ведь надо оплатить аренду зала, работу арбитров. Можно было, как и много лет до этого, с большими усилиями найти денег. Но зачем? Для меня конец команды не стал новостью, он был предсказуем. Но до обидного жалко годы труда. Мы сохранили команду летом, хотя просветов не было и тогда, не стали закрывать, на что­-то надеялись: случится чудо, в преддверии юбилея города… Письма писали, наши игроки собирали подписи болельщиков на хоккейном матче «Байкал­-Энергии». Реакции не получили никакой. Но мы же играем за город Иркутск, с его именем, под его флагом…
Неприкрытая горечь в словах тренера. Несмотря на смехотворный для российского баскетбола бюджет, «Иркут» обыгрывал лидеров, каждый год делал шаг вперед, поднимаясь на ступеньку выше. Полные трибуны «Иркут» стал собирать с первых же домашних матчей, хотя думали — за годы, прошедшие после крушения «Шахтера», который прекратил существование в 2003 году, публика забыла, что такое баскетбол. Не забыла! Значит, только вопрос времени — как скоро власти поймут, что команда и в самом деле нужна городу? И после каждой победы руководство команды надеялось: «Вот теперь-то они увидели, на что мы способны!»
Был период, когда «Иркуту» жилось относительно стабильно — по просьбе губернатора Игоря Есиповского «Иркутскэнерго» взяло на себя заботы о команде. Руководитель области всегда может выстроить диалог с крупными компаниями. Гибель губернатора оборвала этот краткий период относительного благополучия.

На глазах у Саловарова терпит крушение уже четвертая баскетбольная команда Иркутска. Первой была «ДСК», где Евгений Саловаров начинал карьеру игрока. Позже — «Шахтер», добившийся невиданных для Иркутска результатов — пятое место в суперлиге! Но и его постигла та же участь — безденежье. Был «Зенит», для которого также не нашлось в городе поддержки. «Иркут» стал очередной главой в истории баскетбольного Иркутска. Да еще такой яркой!
Постоянных спонсоров у «Иркута» не было, но была игра, желание побеждать, был тренер — Евгений Саловаров, и незаменимый президент областной федерации баскетбола — Павел Шадрин. То, что «Иркут» просуществовал семь лет — это целиком и полностью заслуга Павла Геннадьевича. И была Команда, и нет теперь команды. Наступил день, когда Евгению Саловарову пришлось взять на себя нелегкую задачу — объявить команде о том, что ее больше не существует.
Сказать, что ребята были в шоке — значит, ничего не сказать. Они не думали, что все так плохо. Хотя угроза нависала над «Иркутом» постоянно, тренер старался оберегать ребят от тяжелых мыслей о хлебе насущном. Их дело — играть и зарабатывать очки! Сам Евгений Павлович рассказывает:
— Мое кредо как игрока всегда было таким: выходя на площадку, ты должен все забыть! Все бытовые неурядицы — они остаются там, за площадкой. Вот перед тобой сидят болельщики, они пришли на тебя посмотреть, заплатили деньги за билеты — и ты должен, просто обязан показать все, на что способен. И своим подопечным я всегда говорю: «Баскетбол — прежде всего игра. И вы не должны выходить с изможденными лицами, как бурлаки, тянущие лямку. Игра — это шоу, надо где-­то улыбнуться или сделать что-­то нестандартное, что понравится публике».
Но легко ли улыбаться и выглядеть непринужденным, когда знаешь, что каждый твой матч может стать последним? Вот от этого «знания» руководство и оберегало игроков. Тогда как самому тренеру было все ясно уже давно. Еще зимой, в разговоре по поводу моего интервью с игроками, Евгений Саловаров сказал с улыбкой, но отнюдь не шутя: «Только успевайте, пока команда не закрылась!» И хотя о ее плачевном положении было известно, до последнего не верилось — неужели?.. Как не верилось тогда, летом 2003 года, когда баскетбольный Иркутск узнал: великому «Шахтеру» пришел конец, команда суперлиги оказалась не нужна спонсорам. Евгений Саловаров вместе с той командой совершил спортивный подвиг — он был в ее составе, когда черемховский «Шахтер» пробился в суперлигу чемпионата России. Впрочем, не рассказать ли все по порядку?

Женя начал играть в баскетбол в школе. Учитель физкультуры давал ребятишкам мяч и предоставлял спортзал в их распоряжение, и те носились по площадке часов до десяти вечера, пока за ними не приходили родители. Школьная команда вскоре выиграла первенство района, затем города. Вместе с ней делал первые шаги к успеху и Женя Саловаров, который выделялся ростом среди своих сверстников. Хотя 190 см для баскетболиста-­профессионала — не так уж и много. А именно такое будущее пообещал восьмикласснику Жене известный тренер Виталий Николаевич Анохин, который курировал группу подготовки при команде мастеров «ДСК».
«ДСК» — так называлась первая команда мастеров, созданная в Иркутске Владимиром Ивановичем Чумаковым, светлая ему память. «ДСК», который затем остался в народной памяти как «Строитель», он

же — «Ермак», играл в первой лиге СССР. Та команда достойна воспоминаний — в ней начинали Владимир Землянухин, первый в Иркутске мастер спорта международного класса, Андрей Новиков, будущий тренер «Шахтера». Виталий Анохин при команде готовил молодую смену, он и сказал Саловарову: «Если хочешь на самом деле быть в баскетболе, учись играть разыгрывающего защитника». Эта роль не требует огромного роста, она — для думающего игрока.
О своем тренере Анохине Саловаров вспоминает с безграничным теплом:
— Очень уважительное отношение было к нам, ребятишкам. Он никогда громко не выражал неудовольствия. Если проигрывали, то просто говорил: «Ребята, вы чайники». И так посмотрит, что сразу ясно: он огорчился. А тренера огорчать нам не хотелось. И чайниками быть — тоже.
Хороший тренер — все равно что отец. И, может, поэтому Евгений Саловаров всегда отличался таким же терпением и уважением к своим подопечным?
— В тренерской работе последнее дело — повышать голос, — рассуждает он, — если сгоряча накричал на кого-то, то был стопроцентно неправ. Словом можно иногда просто убить человека. И главное: если ты кричишь на человека, значит, ты сам ему что-то недодал на тренировке? И уж тем более — если работаешь в команде мастеров! А зачем ты его брал в команду, если он у тебя ничего не умеет, правда?
Команда «ДСК» дала Саловарову путевку в большой спорт. Поначалу семнадцатилетнему мальчишке трудно было конкурировать с «зубрами» баскетбола. Но ведь в такую команду, да еще в таком возрасте, надо попасть! И сделать так, чтобы тебя приняли как игрока! В «ДСК» царила благожелательная для молодых атмосфера: старшие не давили авторитетом, а, напротив, стремились брать «под крыло». Саловарову запомнилось отеческое отношение Юрия Анисимова, с которым он впоследствии тренировал свой любимый «Иркут».
Наверное, долго бы пришлось молодежи ждать спортивного счастья, да, как говорится, несчастье помогло. Команду из первой лиги СССР понизили дивизионом ниже, причем не по спортивному принципу, а по «республиканскому», чтобы дать место союзным братьям. А там существовал возрастной ценз, и старшим товарищам поневоле пришлось уступить дорогу молодежи. В первую лигу «ДСК» вернулась через год, но молодежь уже наигралась, окрепла, и Саловаров стал полноправным членом сильной команды. Он с детства отличался физическими данными, выносливостью, скоростью. А играя рядом с такими профи, как Батырев, Новиков, Землянухин, — приобрел немало.
Самым своим звездным периодом Евгений Павлович считает возраст с 24 до 30 лет — лучшее время для любого спортсмена. И для команды тогда наступили лучшие годы — полные залы, невозможно пробиться! В 1991 году Евгения настойчиво звали играть за границу: сыпались приглашения в Польшу, в Чехословакию, Венгрию. Евгений подумал и выбрал Польшу.
Уже готовился к переезду, когда его вызвал начальник команды, светлейшей души человек Николай Могилев и спросил, что ему нужно. Видя такой поворот дела, Саловаров ответил: «Ну, хотя бы квартиру». Николай Анатольевич поклялся: квартиру игрок получит. Евгений еще раз подумал и… остался.
Чем вызвал у окружающих недоумение, а сказать прямо — сомнение в своей нормальности. Начинались лихие девяностые, в стране творится непонятное, а у Евгения пока — ни семьи, ни детей, ничего, что держало бы его от переезда в благополучную заграницу. Однажды арбитр матча, увидев его в составе иркутян, прямо спросил: «Женя, ты что здесь делаешь?.. В этой стране?» Тем более с квартирой никаких гарантий в то время никто дать не мог. Но обошлось, получил двухкомнатную.

Немудрено, что когда была создана мощная команда — черемховский «Шахтер», то опытного уже 30¬летнего Саловарова пригласили туда. Кроме него, в команде были Юрий Ковалев, Юрий Анисимов, Евгений Ощепко. Цели перед «горняками» ставили самые серьезные — пробиться в суперлигу России. И иркутянам это удалось!
— Иркутск был для нас не пустой звук, мы брали самоотдачей, сплоченностью, знали, что нельзя проигрывать.
«Шахтер» взбирался все выше, шла борьба за высокие места в чемпионате. Поиграв за горняков два года, Евгений Саловаров решил, что скоро попадать в состав будет все сложнее. Он принял решение уехать в якутский клуб «Саха», где подобралась компания из бывших иркутян. Команда получилась дружная, сыгранная, и даже великий «Шахтер», вернувшийся с Еврокубка, как-­то взяли да обыграли! Одно плохо — холодно в Якутии! И местом сборов, а то и просто местом, куда можно приехать, пожить в тепле, был выбран Бишкек. Кстати, именно там Саловаров научился готовить настоящий плов. Да и вообще свои кулинарные способности Саловаров оценивает положительно: «Борщ я сварю так, как не каждый сумеет»!
«Ермак» к тому времени уже прекратил существование. А потом — настоящая трагедия для Иркутска: и «Шахтеру» пришлось отправиться по стопам предшественника. Хотя в «Шахтере» Саловаров тогда уже не играл, но когда у него на глаза «погиб» такой монстр, пятая команда страны, он был шокирован: вот так просто, одним росчерком пера ее уничтожили… И когда тренеру предложили возглавить вновь созданную команду — «Иркут», то перед глазами еще стоял этот пример. Задним числом Евгений Павлович подумал: «И зачем я на это иду?..» Но сердцу не прикажешь, когда на чаше весов — главная любовь: баскетбол. Так вышло, что с первого же сезона Саловаров, совершенно не имеющий опыта тренерской работы, сразу стал главным.
— Евгений Павлович, а если бы можно было что-­то изменить, в какой период своей жизни вы загадали бы вернуться?
— Вспоминать, конечно, можно многое, изменить и переделать. Главное — я бы, наверное, бережней относился ко времени. Ничего, в принципе, не жалко, а только того, что недоделал в жизни. Много времени потрачено зря. Если вернуть прежнее время, то я бы меньше спал и больше — тренировался.

К слову сказать, с 1 февраля «Иркут» получил возможность тренироваться в суперсовременном зале, с отличным покрытием из американского клена — за это спасибо Павлу Шадрину. Теперь вот в городе есть зал, а команды у города нет… А ведь и во времена «Шахтера» Иркутск был городом с самой высокой посещаемостью, а что творилось в союзные времена, когда «ДСК» играл в союзном чемпионате! Приезжали, к примеру, армейцы Алма-­Аты во главе с Валерием Тихоненко! Тогда Дворец спорта еще до начала игры просто закрывался, внутри яблоку негде было упасть. Самое главное — ведь иркутянам, публике, игра нужна! А за чужое равнодушие расплачиваться приходится игрокам, тренерам и, конечно же, болельщикам. И вот очередная глава баскетбольной истории под названием «Иркут» подошла к своему завершению. Этот конец, как в плохом фильме, был на редкость предсказуем. Благодаря чему же клуб столько времени жил?
— Это надо узнать у Павла Геннадьевича Шадрина, он убеждал друзей помочь, вкладывал и свои деньги. Вот так и думали дотянуть до того времени, пока власть обратит на нас внимание. Выход в суперлигу — это могло было стать тем самым толчком, который все изменит. Суперлига — вот отсюда уже и можно было начинать.
Но оказалось — на этом и закончили. На последней тренировке, когда тренеру пришлось объявить нелегкую новость, Евгений Саловаров с Павлом Шадриным пожали друг другу руки — они сделали, что могли.
— Мы честно отработали эти годы, — говорит Саловаров, — и те, кто работал, и те, кто играл.
И главным доказательством стал тот факт, что сразу после объявления конца «Иркута» ведущие игроки немедленно получили приглашения в другие команды — а ведь сезон еще не закончен!
Обычно переговоры ведутся летом, а здесь команды обращались в Федерацию с просьбой пойти на уступки и дать ребятам возможность перейти к ним до окончания сезона. Иван Павлов сейчас играет во Владивостоке — звонит Евгению Саловарову, спрашивает, нет ли возможности вернуться. Раньше звонили с тем же вопросом экс¬игроки «Иркута» Павел Закамов, Сергей Строилов. Они прикипели душой к Иркутску. Ведь это — город, где хочется играть, где всегда полные залы и понимающая публика. Где есть ресурсы и при этом нет никаких условий для существования баскетбольной команды. Но пока еще есть тренер, готовый принять на себя этот «груз» — Евгений Павлович Саловаров.?

текст: Ника ПЕСЧИНСКАЯ

фото: Серго КАНТАРЧЯН

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти