Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

7 ДНЕЙ МОЛЧАНИЯ

Без имени-екопия копия

7 дней молчания провела в центре ретрита и медитации Дипабхаван на острове Самуи иркутянка Анна Уварова.

Как вы смотрите на то, чтобы на целую неделю оказаться в тишине? А если тишина исключает и ваш собственный голос? А если при этом вам нужно полностью отказаться от всех средств коммуникации – смартфона, телевизора, газет, журналов, даже книг? На неделю вы изолированы от нескончаемого потока информации – котировки валют, геополитики, кто что ел, кто куда ходил, кто что читал, кто что думает. Нет этого ничего на целых 7 дней. При этом 7 раз вы должны будете проснуться задолго до рассвета, около 8 часов в день стараться не думать ни о чем и… принимать пищу лишь два раза в день – завтрак и ранний обед в полдень. Кто-то воскликнет: «Рай!» – и будет прав отчасти. А иной скажет: «Тюрьма!» – и будет так же отчасти прав. Я лишь хочу рассказать вам о своем опыте, своей неделе тишины, в которую я поняла, что это и не рай, и не тюрьма, а что-то совсем другое, срединное.

82-88-6 копияДЕНЬ ЗЕРО. ДО НАЧАЛА
Каждый, кто едет на ретрит (от английского – уединение), преследует абсолютно разные цели, равно как имеет разные ожидания – от достижения нирваны до праздного любопытства. Но лучшая стратегия – не ожидать ничего. Нужна ли подготовка, занятие йогой, опыт в медитации или любой другой духовной практике? Это стандартные вопросы новичков, которые могут не только испугать, но и отбить любое желание присоединяться к ретриту. Не нужно быть йогом, не обязательно обладать знаниями в буддизме или быть знакомым с техникой медитации – напротив, на первых порах это может вам даже помешать. Ведь гораздо проще наполнить чистой водой абсолютно пустой сосуд. Вся подготовка, которая вам нужна, – на неделю избавиться от всех дел, чтобы то, что осталось там, «на большой земле», не отвлекало от практики, открыть свое сердце и ум, для новых знаний, и просто приехать на остров.

В назначенное время вас забирает транспорт и отвозит в медитационный центр. Первые несколько часов на территории, как в тумане, – решаете организационно-бытовые вопросы, сдаете вещи, проводите беседу с монахом. В первый день вы выбираете ежедневную работу по хозяйству. Центр живет на полном самообеспечении, поэтому чистота и порядок – ответственность каждого. Каждый день на работы уходит не более 20-30 минут, но это отличная практика не только осознанности, а и умения действовать в группе. Моей обязанностью была уборка в женских душевых вместе с двумя другими девушками. И со временем становится удивительно – насколько слаженно можно работать вместе с незнакомыми людьми, при этом абсолютно не общаясь друг с другом!
Ваше спальное место – отдельная тема, пожалуй, одна из самых пугающих для новичков, хотя на практике оказалось, что бытовые трудности меркнут по сравнению с муками медитирующего новичка. Первое впечатление от корпуса – детский лагерь. Много кроватей, у каждой есть три небольших стеночки – что вполне обеспечивает вас личным пространством. Только вот незадача – у кроватей нет матрацев, спать вам придется на циновке, подушка в обычном понимании тоже отсутствует – потому что она деревянная! Но никто не запрещает вам привезти с собой маленькую подушку и плед – на деле это очень сильно облегчает жизнь.
В первый же вечер вы слушаете первую лекцию о практике, проводите свою первую получасовую медитацию, даете обет молчания и отправляетесь спать. Первая же ночь дает вам осознание того, что спать не совсем жестко, особенно когда усталость валит с ног.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЭМОЦИИ
4:30 утра. Вы пробуждаетесь от звона колокола и не понимаете, где находитесь. Да, да – 4:30 утра! У вас есть полчаса, чтобы окончательно проснуться, умыться и прийти в медитационный холл, путь до которого лежит вверх по горе, по ступенькам – утром кажется, что их миллион. Сонные 89 участников по одному стягиваются в одно место, рассаживаются на маты, зевают, а кто-то тут же проваливается в сон. Время для первого утреннего чтения – первой лекции о практике. Задача утренних бесед – воодушевить и направить вас на верный путь в практике осознанности дыхания.

82-88-5 копия«Сядьте ровно и следите за дыханием» – так кратко можно описать технику медитации анапанасати. Нужно стараться максимально концентрироваться на дыхании, но при этом избавлять свой ум от мыслей. Ни о чем не думать. Звучит легко. Отнюдь! Как только вы приступаете к первой утренней медитации в 5:30 утра, мысли, как назойливые мухи, начинают вас атаковать. Никогда бы не подумала, что за 30 минут их может быть так много. Но воодушевление и возбуждение от нового опыта дает много сил, и ты начинаешь очень стараться.

Утренняя медитация – йога – еще медитация – завтрак – работы. К 9 утра ты уже проживаешь маленькую жизнь. Затем долгожданное Свободное время, в которое моментально засыпаешь. Колокол – пора в медитационный холл. Впереди еще одна лекция – на этот раз ее читает буддистский монах. Затем медитация сидя, и после вас сразу знакомят с новым видом практики – медитация при ходьбе. Как? Вы ходите босиком, но все свое внимание направляете на ощущение в ступнях и теле. Полчаса 90 человек ходят туда-сюда по территории центра. Со стороны, наверное, выглядит забавно. Как хорошо, что мы так надежно скрыты от посторонних глаз! Затем еще лекция. Еще медитация и долгожданный обед! Свободное время, затем лекция и три часа медитаций. Это самая долгая сессия за весь день, позволяющая максимально погрузиться в практику. В 17:30 вы пьете вкуснейший какао, наслаждаясь прекрасными видами моря. Каждый день время вечернего чая было моим личным временем созерцания и погружения в свои мысли в свой день, эмоции.

Вечерние медитации длятся до 9 вечера. К этому времени начинаешь осознавать всю трудность пути, на который ступил. В первый день я устала сильнее всего. Потому что это самый эмоциональный день – ты стараешься сильнее, ты воспринимаешь все острее – а это выматывает.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. УГНЕТЕНИЕ
Утро. Еще темно. Первая мысль: «Боже, мы просыпаемся даже раньше петухов». Чистишь зубы и вяло плетешься в медитационный холл. Все, как и в предыдущий день. Расписание не меняется. Отчаянно хочется спать. Оглядываешься по сторонам и понимаешь, что несколько матов пустуют – значит, вчера кто-то сдался, уехал домой. Значит, они спали сегодня на мягкой кровати, вкусно поели, а сейчас еще смотрят сны. Отгоняешь от себя назойливые мысли. Но зерно сомнения уже посажено. Во второй день тебя начинают посещать мысли-отговорки. Они появляются сами. Возникает ощущение, что не они тебя посещают, а как раз наоборот – они полноправные хозяева в твоей голове. Ум работает только в одном направлении – придумать причину, чтобы уехать. «Не боритесь со своими мыслями, принимайте их, и отпускайте. Не злитесь, не заостряйте свое внимание. Они все равно будут приходить. Но точно так же они обязательно будут уходить». Меняешь стратегию, перестаешь бороться – становится ненадолго легче.

Тяжело ли сидеть в одной позе 30 минут? Безумно. Начинает болеть спина, шея, плечи. Все затекает. Чешется нос. Кто-то чихнул. Кто-то захрапел. Открываешь глаза – видишь – кто-то прилег. Даешь себе расслабиться. Ум доволен. Мысли возвращаются. Днем на лекции монах говорит о важности сохранения прямого положения тела: нельзя горбиться и расслабляться. Наша поза – основа, каркас, который должен поддерживать наш настрой. Пробуешь просидеть с прямой спиной. Боль ужасная. Злишься. Хочешь домой. «А вдруг родные болеют? А вдруг война? Вообще, там столько дел у тебя!». Отгоняешь мысли. Злишься. Вспоминаешь, что нельзя отгонять. Наблюдаешь за ними. Потихоньку успокаиваешься. К вечеру снова валишься с ног от усталости.

82-88-3 копияТРЕТИЙ ДЕНЬ. ПОЛОВИНА
С самого утра решаю: если выдержу этот день, то точно уже не отступлю – ведь глупо сдаваться, если половина пути пройдена. Говорить не хочется совсем. Хотя нам дают такую возможность – в третий и четвертый день можно записаться на личную 10-минут-ную беседу с монахом для того, чтобы задать вопросы по практике. Нет, даже с монахом не хочу говорить, наверное, потому что в третий день понимаешь, в каком направлении нужно двигаться, получается (хоть и ненадолго) отключать ум, не думать ни о чем, а действительно следить только за дыханием. Первые успехи окрыляют.

После предыдущего напряженного дня наступает успокоение. А изголодавшийся по информации, событиям и бесконечным решениям задач мозг удивительно остро воспринимает окружающую действительность. Подмечаешь все вокруг: центр находится практически в джунглях, и жизнь его обитателей – маленькая вселенная.

Начинаешь испытывать трудности от жизни в коллективе – кто-то нарушает правила, кто-то плохо моет за собой посуду, кто-то постоянно опаздывает. Вывод дня: из-за того, что у тебя абсолютно нет возможности дать выход негативной энергии – говорить-то нельзя, – ее зачатки просто затухают сами по себе. Приятное открытие.

Еще до начала ретрита, для себя третий день я наметила как некую контрольную точку – из-за этого и боялась третьего дня больше всего. А зря. Прошло уже достаточно времени, чтобы полностью адаптироваться к обстановке, очистить себя от лишних переживаний и наметить дальнейший путь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. ОСОЗНАНИЕ
Этот день подарил мне какое-то состояние внутреннего спокойствия, которое можно сравнить с небольшим теплым источником света внутри. Начинаешь все больше и больше понимать, насколько опыт, полученный здесь, будет не просто полезен в обычной жизни, но и, возможно, поможет изменить ее направление. Осознанность, которую мы тренируем ежедневно – с самого утра и до самого вечера – помогает не только концентрироваться на самых важных вещах, но и не дает тебе расходовать энергию и эмоции
на вещи побочные, дает почувствовать свое тело, услышать свои мысли, которые порой транслируются в голове, как белый шум, – не переставая, но не неся за собой никакого смысла.

82-88-4 копияТак же в четвертый день отвечаешь себе на вопрос «зачем молчать»? Действительно полнейшая тишина, отсутствие посторонней информации – книг, радио, газет – успокаивает ум, происходит своеобразный детокс, очищение от всего ненужного в данный момент, от информации, которая может вызвать негативные эмоции. Медитационный центр являет собой концентрацию идеальных условий для погружения в себя – нет даже соблазна сходить «в цивилизацию», так как вернуться вверх по горе будет очень проблематично. А простая, но питательная вегетарианская пища насыщает, но не пресыщает, а значит, нет чувства сонливости, так знакомого любителям плотно и вкусно трапезничать. Все встает на свои места, не только тут, в центре, но и там – за его пределами.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. НЕ СЛИШКОМ ТРУДНО И НЕ СЛИШКОМ ЛЕГКО
На пятый день нас ожидал сюрприз. С самого утра нам объявили, что сегодня будет своеобразный день самоуправления – мы будем медитировать в собственном режиме, останется только гонг, отмечающий начало и конец сессии – то есть время завтрака, обеда и чая. Сказать, что я обрадовалась, – не сказать ничего. За предыдущие четыре дня я настолько привыкла к строгому распорядку и духу коллективной работы, что перспектива того, что это враз отменят, меня привела в панику. Начинаешь осознавать: конец близок – таким способом нас пытаются подготовить к возвращению в свою привычную жизнь, где не будет утренних гонгов, лекций, бесед о Дхарме и групповых медитаций. Нам всем придется вернуться туда, где твоя личная практика будет подвергаться испытанию каждый день.

Позднее, когда у всех нас была возможность поделиться друг с другом своим опытом, многие отмечали именно пятый день как самый провальный в плане практики медитации, но при этом самый продуктивный для работы ума. На лекции нам говорят о том, что медитация не должна даваться легко, равно как и не должна быть мучительной – крайности неприемлемы. Ведь, как только нам становится трудно, мы готовы все бросить, сбежать. А как только все становится слишком легко, мы застреваем в этом приятном состоянии успеха, прогресс останавливается. Серединный путь – основа буддизма, крайности неприемлемы – они несут страдания.
Время вечернего чая. В очередной раз наслаждаюсь потрясающим морским закатом, таким, какие бывают только на островах. Ни на секунду не могу перестать думать о будущем, планировать, мечтать – как пушинка, улетаешь далеко вперед и совсем не можешь остаться в моменте настоящем. Это такой день, в который ты становишься сплошным генератором идей. Возможно, именно сегодня многие получили то, зачем сюда пришли, – осознание своего места в мире, своей жизни и более ясное представление будущего. Но это не все. Осознанность – не веяние момента, это состояние, которое должно быть всегда с нами.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. УСПОКОЕНИЕ
Последний день на территории центра. Сегодня мы выезжаем за пределы Дипабхавана, такое ощущение, что прошла целая вечность. Все участники возбуждены, это волнение – первое испытание осознанности, сохранять дисциплину удается не многим. Со стороны, очень напоминает детей, закончивших последний урок в учебном году. Эмоции захлестывают, хочется шептаться, делиться планами на лето, своей радостью о том, что вот он – последний рывок. Но участники ретрита не дети, и одна из главных задач этого дня – уметь сохранять направление, заданное в предыдущие шесть дней.

Первая остановка – Suan Dhamma Bheri (Сад Барабан Дхаммы). Высоко в горах острова Самуи, на скрытой за деревьями поляне, расположено место силы – каждый из медитирующих отмечает, что в Саду они проводили одну из самых успешных сессий. Полное единение с природой, абсолютная тишина и ощущение какого-то особого таинства делают свое дело. Совершенно не хочется уезжать. Подступает страх растерять, расплескать хрупкое состояние спокойствия, обретенное здесь.

DCIM103GOPROСледующее место для нашей медитации – безлюдный берег моря. Безумное ощущение увидеть его совсем рядом, когда практически неделю мы смотрели на него с высоты Дипабхавана, втайне мечтали о нем, особенно в самые жаркие дни, но совсем не могли приблизиться, чтобы притронуться. Как нельзя острее ощущаешь подступающее завершение ретрита – мы вместе, пусть и не все, дошли до конца, сделали это – помогали друг другу улыбками, собственным примером, просто нахождением рядом, в группе в медитационном холле каждое утро, день, вечер.

Впереди последняя ночь в центре. Вечер, в который на два часа временно снимается обет молчания, и каждый может подойти к микрофону и поделиться своим опытом, переживаниями, просто эмоциями. 6 дней молчания. Первый монолог. Первая коммуникация с людьми. Понимаешь, насколько ретрит дал тебе еще один важный урок – то, что мы говорим, имеет огромную ценность, как для нас самих, так и для окружающих. Речь – это дар, который мы, зачастую, в попытках заполнить пустоту или неловкую паузу, используем попусту. Важно не то, как мы говорим; каждый из нас обладает разными способностями в ведении разговора, у каждого свой стиль общения, своя манера беседы – слова сами по себе бесценны.

Гонг. Наступает последняя ночь – самая волнительная и бессонная. Утром мы попрощаемся с Дипабхаваном и вернемся назад – в те обстоятельства, жизни, из которых сюда пришли. Но каждый из нас вернется немного другим человеком.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ЕСЛИ У ЧЕГО-ТО ЕСТЬ НАЧАЛО, ТО ЕСТЬ И КОНЕЦ
«Для чего нужен ретрит? Что он дал? Вернусь ли еще? Кому стоит его посетить?» – пришла пора ответить на эти вопросы.
Для современных людей, в большинстве своем живущих в больших городах, занятых работой, семьей, социальной жизнью, развлечениями, совершенно не остается времени для себя. Мы боимся что-то упустить, где-то не успеть, торопимся так, что порой забываем дышать. Вы получаете семь дней наедине со своим умом, со своим телом, которое начинаешь чувствовать с новой силой – в чем немалая заслуга утренней йоги, легкой пищи и чистого разума. Неделя, в которую вам не приходится решать ничего – даже не нужно выбирать, где пообедать и что приготовить на ужин, неделя без списка дел, без страха, что оставил телефон дома или забыл ключи от машины. Неделя, в которую вы можете заново познакомиться с собой. Никто не достигает нирваны, просветления, равно как и невозможно решить все свои проблемы, в корне изменить свою жизнь, найти свое призвание, вместо этого ретрит дает полное ощущение, что все в ваших руках. Неделю вы учитесь жить в ладах со своими мыслями, которые до прихода сюда вели себя, как бешеные обезьяны, прыгающие с ветки на ветку. А спокойный ум даст вам бесконечное количество сил и энергии. Не стоит только забывать, что осознанность – ежесекундная практика, ценен и важен каждый вздох, каждый шаг, мысль и слово.

текст, фото: Анна Уварова

comments powered by HyperComments

Навигация

Следующая статья:

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти