О бархатных сезонах, бабушкиных пуговицах, маленькой яхте, золоте и бирюзе, красных сапогах, Вячеславе Зайцеве, мечтах, которые становятся жизнью, мы говорим в уютном доме иркутского модельера Светланы Бекаревой.
Мне нравится ее прямота и откровенность. Если сказала, значит, сделала, если пообещала, обязательно выполнила. Мне нравится в ней редкое сочетание «физика и лирика» — учиться в школе, институте с математической направляющей точным наукам,, а уйти в науку тонкую — стать модельером.. Она не из тех, что будет прятаться за спины других, если что-то не по душе, хлопнет дверью так, что «посыплется штукатурка, а, может быть, содрогнется вселенная». Она так говорит, и в этом — «содрогнется вселенная» — вся Бекарева. Ее коллекциям в русском стиле аплодировали Англия, Москва, Сочи. В слово «роскошь» модельер вкладывает особый смысл, и он эквивалентен не деньгам, а красоте.
— Хочется начать с вашей «бархатной» поездки в Сочи. Но, уж простите, не могу удержаться — эти роскошные куртки и платья не с того ли показа?
— Верно. После возвращения я выставила коллекцию на продажу. Разобрали практически все. Я раньше в Сочи никогда не была. За несколько месяцев до этого в Иркутск приехала организатор фестиваля «Бархатные сезоны в Сочи» Людмила Иванова, умная, предприимчивая женщина. Я стала показывать коллекции, рассказывать про них, а она: «Света, можешь даже ничего не говорить, я всю жизнь посвятила этому — вижу все уже с порога». Она пробыла здесь три с половиной часа — все планы свои отложила.
— Я помню наш телефонный разговор перед вашей поездкой. Вы были еще здесь, но уже всецело там, в Сочи. Говорили о высоком всероссийском уровне предстоящего фестиваля.
Когда твою работу оценивает зал из двух тысяч зрителей, разве людей обманешь? Да, будут, которые не поймут, которым не понравится, но в целом реакцию не купишь и не подделаешь. А десять телекомпаний и журналисты? Кстати, насколько интересен ты и твоя работа, сразу увидишь по ним, они как индикатор. Хотя могут быть немодно одеты и далеки от фэшн-индустрии, но почему-то всегда чувствуют, на кого обратить внимание. Они могут не замечать деталей — где какие кокеточки, пуговички, а видят главное —who есть who.
— И как журналисты вас восприняли?
В моей одежде ярко звучит роскошный русский стиль, который, может, громко будет сказано, перекликается с царским направлением. Люблю богатство, декоративность оформления, но не вычурный крой, не сложные инженерные моменты и конструкции — в этом я тяготею к простоте. Это, кстати говоря, тоже одно из направлений русского стиля, если не учитывать екатерининские времена корсетов и кринолинов, а брать в чистом виде сарафаны, поневы, юбки. Там простота линий и богатство отделки. Загляните в музей, посмотрите в энциклопедии костюма. Даже самые простые русские сарафаны украшали тесьмой, делали мережку.
— В каком возрасте вам захотелось шить?
— До одиннадцати лет я жила с бабушкой. Московская аристократка, она всю жизнь занималась рукоделием, вязала, прекрасно вышивала на машинке. У бабушки был безупречный вкус. Ее мама и бабушка оканчивали институт благородных девиц, и все были рукодельницы. Мне нравилось это — всегда надо было что-то в доме делать, букеты составлять, салфеточки стелить, посуда то одна на столе, то другая.
Когда бабушка куда-то уходила, она говорила: «Я разрешу тебе поиграть с пуговицами». И доставала две шкатулки, одна из которых до сих пор у меня жива. Это была моя любимая игра. Я раскрывала шкатулки, эти пуговички высыпала — и всё!.. меня было не видно, не слышно, я даже не замечала, когда бабушка возвращалась.
А потом мама меня забрала в Сибирь — с новым мужем они приехали строить Братскую ГЭС. Бабушки мне страшно не хватало, в квартире, в которой мы жили, не было коробочек с пуговицами, салфеточек. Ну, вы помните, какой в то время стиль царил: тумбочки, серванты, стенки, шторы, люстры, торшеры — у всех одинаковые. Мне было очень скучно, от скуки я села за мамину швейную машинку… и сразу ее сломала. Меня отругали, но от машинки не отлучили, а научили пользоваться. И я решила сшить себе платье. Из маминых штор. Праздничные шторы, их вешали раз в год, ну, раз лежат, значит, не нужны. И одну раскромсала. Сейчас очень оцениваю мамины действия — ремня не получила, меня практически не ругали, а даже поддержали.
И вот с одиннадцати лет я не расстаюсь со швейной машинкой. Благодаря пресловутой перестройке, когда надо было зарабатывать, я поняла — чем бы ни пыталась заняться, шитье для меня интереснее и главней. И я получила свидетельство частного предпринимателя в Братске в 1985 году, была одной из первых, кто по-честному пришел в райисполком и его получил. С того времени и началась моя новая карьера.
— А какой мудрости научила вас бабушка или мама?
— Бабушка дала секреты бытия, философии жизни. Мамино участие в своей судьбе я почему-то начала понимать после сорока. До сорока я руководствовалась только бабушкиными наставлениями. Мы с ней очень много разговаривали: фильм посмотрим, какую-то газету или книгу прочитаем — делились впечатлениями, рассуждали. Бабушка говорила, что все будет правильно, потому что так устроен мир, все встанет на свои места, какими бы путями дорога ни вела. И еще — никогда в твоей жизни не откроется новая дверь, если не захлопнется предыдущая. И это нужно понимать — если ты что-то решил, отпусти прошлое.
— У каждого своя формула успеха. Из чего состоит ваша?
— Интуиция еще по молодости меня не обманула — все, о чем я когда-либо в жизни мечтала, получила сегодня благодаря этому ремеслу. И я считаю — если хочешь чего-то добиться, нечего выгадывать и бросать одно дело, перескакивать на другое, что я сейчас у нынешней молодежи наблюдаю. Если борешься с трудностями, преодолеваешь их, получаешь опыт жизненный, а это в любом случае принесет свои дивиденды. Может, не так рано, как мы все мечтаем, но достаточно, чтобы ими воспользоваться и насладиться.
Не буду скромничать, я человек очень дисциплинированный, гипертрудоспособный (стучит по дереву) и очень ответственный. И ответственный даже не столько к себе, своему здоровью, своим планам, а ответственной в отношении других людей. Это меня очень сильно подстегивает и не дает расслабиться всю жизнь: не по мне не прийти вовремя, проспать, обмануть, слукавить.
— Вы амбициозны?
— Да! Мои амбиции преследовали и сопровождали меня всегда. Мне всегда нравилось окружать себя красивыми вещами, и сегодня я могу уже сказать — красивыми отношениями и красивыми людьми.
— О чем мечтает модельер Светлана Бекарева?
— Сделать хотя бы еще три-четыре шикарные подиумные коллекции. Одна из них потихонечку витает в воздухе. Есть люди, которые в эти планы посвящены. Мечтаю о яхте. (смеется) Маленькой…
— Почему о маленькой?
— Не страдаю глобализмом. (смеемся вместе) Мечтаю о хорошем полноценном пентхаусе в центре Иркутска. Это что касается материального. А по большому счету, хочу, чтобы у моей дочери красиво и успешно сложилась судьба, мечтаю о внуках. И тех временах, когда люди рабочей профессии все-таки найдут себя, воспрянут духом и профессионализмом, чтобы наше русское местное производство находило все больше откликов и поклонников. Я люблю людей дела, людей производства, мне хочется, чтобы возродились какие-то фабрики и заводы. Чтобы у меня был не маленький салончик с маленькой мастерской, а Дом моделей и фабрика. Конечно, это в идеале, то, что, возможно, уже не сбудется, но без разговоров на эту тему не обходится ни одно наше застолье, ни один праздник, встреча с подругами, с журналистами.
— Светлана, в прошлом году на пасхальном вечере в Музее города проходил показ старинного городского платья. Вместе с двумя другими иркутскими модельерами вы показали свою работу. Три очаровательных женщины, для которых вы сшили наряды, продемонстрировали их перед публикой.
— Это был очень интересный и заманчивый проект. Мне представилась возможность сшить три абсолютных исторических копии бального платья. Они настолько аутентичны, что в музее в подшивках журналов девятнадцатого века вы эти платья можете увидеть. Соблюдена даже цветовая гамма, не говоря уже о фасоне, длине. Но не стоит ассоциировать эти вещи с моим стилем. Я как художник показала, что платье девятнадцатого века безо всяких современных интерпретаций будет смотреться и сегодня, будет читаться и восприниматься таким же роскошным, как двести или сто лет назад. вот смысл этого проекта.
— Если бы Россия была реальной женщиной, как бы вы ее одели?
— О, я бы сделала ей очень большой гардероб! Уверена — одежды должно быть очень много. разных юбочек, футболочек, маечек, халатиков, платьиц — и пусть это стоит совсем недорого. Должно быть бесчисленное количество ремешков, аксессуаров, сумочек. тогда это изобилие точно перейдет в качество, ведь если у вас будет десять пар сапожек, понятно, что к белому платью вы что-то подберете, а там уже сообразите, что на шею повесить, какую курточку накинуть.
— В ваших коллекциях практически нет брюк. Почему?
— я не очень люблю брюки, они как-то отошли на задний план вообще. В моде платья, юбки — скоро увидите, все оденут их в пол, это красиво и роскошно. Но к этому лету я хочу нашить брючную партию.
— Если бы у вас появилась возможность в каком-то времени историческом оказаться, что-то посмотреть, понаблюдать со стороны…
— Никакая эпоха меня так не привлекает, как середина прошлого века. Жизнь в стиле 60-х — это моё, для меня в ней особый шарм философский, психологический, зрительный. Может, это воспитано кинематографом, может, тем, что мы дети шестидесятых. Может, потому, что я помню там свою маму молодой.
— С кем из известных дизайнеров вы бы хотели поговорить?
— Поговорить — маловато! Я бы очень хотела встретиться и недельку покрутиться возле Вивьен Вествуд в Англии. Учитывая ее возраст, безудержный талант, это пребывание на рынке совершенно сумасшедшее, умение сколотить вокруг себя поклонников, покупателей этого безумия. Вы видели ее фантастические коллекции? Это же ужас, это авангард, граничащий с такой эпатажностью! И, тем не менее, — это искусство и это достойно восхищения (улыбается). Вот с ней бы я хотела пообщаться. Тема Вествуд для меня фантастически непонятная, я ее нутром чувствую, но это то, чего я не знаю, что для меня не изведано в этой жизни.
— Света, я хочу вернуться к началу нашего разговора. Если бы вашу коллекцию можно было сравнить со временем года.
— Ранняя осень. Это моя самая любимая пора и, на мой взгляд, нейтральная философская позиция. Сентябрь, пора подведения итогов. И холода еще далеко, и всё комфортно: шифон и драп легкий, куртка и плащ, уже сапоги и еще босоножки — в этом смысле для меня, дизайнера, самая благодатная пора.
текст: Марина СТАНИСЛАВЧИК
фото: Серго КАНТАРЧЯН
Навигация
Предыдущая статья: ← Любить по-русски
Следующая статья: Дэвид Браун. ИНТЕРВЬЮ. «Наш мистер Браун». →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)