Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Влюбленный Чингисхан. Одиссея художника Никишина

72hВладимир Никишин — член Союза художников РФ. Произведения художника находятся в Братском городском объединённом музее, в частных коллекциях Иркутска, Братска, Усть-Илимска, Санкт-Петербурга, Барнаула, а также в Японии, Австрии, Канаде и США. Участник более 50 выставок., которые проходили в стране и за рубежом..

   Он сидел на палубе в шезлонге, надев только что купленные очки-хамелеоны, курил длинные американские сигары, потягивал пиво из баночки и заедал апельсинами. Перед ним в синем океане лежали изумрудные Гавайи. «Это самый счастливый день в моей жизни», — мелькнуло у него в голове. Тогда Владимир Никишин служил моряком на подводной лодке «Лира». После армии работал обжигальщиком керамических горшков. Теперь он художник. И не просто художник, а художник-исследователь, эрудит.
73h   Владимир Никишин похож на мореплавателя. А еще на одного из персонажей своих картин — лежащего на берегу мыслителя. Картина называется «Философ». Пустой берег и чайка на гряде убегающих вдаль круглых камней. Философу хорошо в своих мыслях. Он обдумывает устройство мироздания или, быть может, одну из будущих серий графики.
— От службы на флоте у меня остались яркие, сильные впечатления, но еще совсем детские, — вспоминает Владимир Александрович. — Вырваться из СССР, увидеть весь мир: остров
Пасхи, Антарктиду, Гавайи, Перу, Чили… Долгие годы я «переваривал» эти морские впечатления. Потом многие сюжеты всплыли в моей голове и вылились в картины.
У Никишина есть серия графики, посвященная подводным лодкам. Вот «Лира» со старым телефоном на палубе, проплывающая мимо острова Пасхи, вот «Ленинский комсомолец», увенчанный головой вождя мирового пролетариата, а вот желтая субмарина «Битлз» в форме гитары. Это не просто лодки, а лодки-дома, лодки-музыкальные инструменты, лодки-рыбы.
На островах Западного Самоа Владимир пробирался через джунгли, чтобы увидеть могилу Стивенсона, написавшего «Остров сокровищ». Проводник, вооруженный бамбуковой палкой, рьяно отпугивал змей. В траве постоянно что-то шелестело и шипело. Казалось, все вокруг кишит пресмыкающимися. На вершине горы Ваэа лежала плита в форме саркофага с надписью: «Здесь похоронен Роберт Стивенсон».

 74h  На Самоа было очень красиво: пальмы и черепахи. Из черепах варили суп, их использовали для сувениров. Местные художники разрисовывали черепашьи панцири и продавали за баснословные деньги.   А в Перу будущий художник прикоснулся к древней культуре Майя. На рынках и в музеях там продавалось множество сувениров, графики, гравюр, чеканки на серебре. Перуанские художники показывали русским морякам свои необычные картины.
   Культура древнего индейского племени чем-то созвучна с шаманизмом. Владимир Никишин целых три года штудировал историческую литературу, досконально изучал обряды, чтобы создать «Шаманов Сибири». Однажды он сказал, что эти работы — покаяние перед древней культурой Сибири, которую если не уничтожили, то постарались забыть.
На графических листах — обряды камлания, например, на яйцо: камень кладут в тушу лошади и вызывают дождь или снег. Или поклонение богу огня — красному человечку из кожи, металла или дерева. А вот шаман на прозрачном призрачном олене скачет показать свой бубен горам.. Горы должны «утвердить» бубен, иначе этот инструмент не сможет связывать своего обладателя с миром духов.
Владимиру Никишину интересно узнавать новое, он постоянно занят самообразованием. А в 55 лет он поступил в институт и получил высшее образование по специальности — педагог изобразительного искусства. Был самым взрослым студентом и ничуть этого не стеснялся. Ведь учиться для него так же естественно, как дышать. Особенно Владимиру Александровичу интересна история.
— Наука, связанная с созданием цивилизации, её развитием, не может не интересовать, — размышляет художник. — Тема моего диплома называлась «Противостояние». Противостояние
народа и власти, веры и образа жизни. Противостояние, которое порой целые народы загоняет в угол, не оставляя им выбора.
На его картине под названием «Дума» безликие, словно набитые ватой люди. Кто-то с гармошкой, у кого-то на голове сидит попугай… такой мрачноватый фарс о людях, которые создают законы. «такие Думы есть в каждом городе, по стране таких «думающих» у нас тысяч десять. Безразличные, сонные. Пустые оболочки. Они не двигают нашу жизнь, а тормозят ее».

   А вот серия «Полководцы» о личностях, которые были доминантой своего времени, оставили след в истории. Они могли быть жестокими, тираничными, но никак не безликими. Александр Македонский, Гитлер, Сталин… Или Чингисхан.
   И не воинственный, вызывающий ужас предводитель монголов, а влюбленный, нежный, порхающий среди цветов.

 

71h

 

Диана САЛАЦКАЯ, арт-галерея «Dias»

d34 Владимир Никишин, выставку которого галерея Dias представляет иркутянам, очень интересный художник. Он занимается не только искусством как таковым, но изучением предмета, который пишет. В данном случае я имею в виду замечательную серию графики, посвященную шаманизму. Еще одна серия графики, которая, на мой взгляд, заслуживает не меньшего внимания и более доступна пониманию иркутян — юмористические работы о нашей жизни. Вот кот, гуляющий вдоль забора, вот плывущая подводная лодка. Много интересных сюжетов, которые художник обыграл в свойственной ему реалистичной манере. Плюс уникальная техника исполнения. В итоге — достойные внимания жизнерадостные и жизнеутверждающие светлые работы этого автора.

 

текст: Екатерина САНЖИЕВА

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поиск

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2017    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти