Когда любишь свое дело – это при этом получается не просто хорошо, а как надо. А в этом – большая разница: между «хорошо» и «надо». Есть расхожий афоризм о том, что Бог посылает нам не то, что нам хочется, а то что исправит нас. Ведь все мы приходим в этот мир совершенными, но с каждым днем, с каждым шагом и поступком – теряем это первозданное совершенство. И в то ж время – вот парадокс! – постепенно возвращаемся к нему. Впрочем, в единственном случае – через любовь.
Вероятно, именно об этом графические листы осинской художницы Любови Бертаковой. Равно как и ее живопись – в которой слышится живописание: о мире и судьбе, о времени и о нас, внутри него находящихся, себя в это время встраивающих и свои собственные настройки приводящих в соответствие. Так крутили раньше колесико старого радиоприемника – чтобы настроиться на волну, которая вдруг отчетливо проступает через шипение и треск помех. Помехи есть всегда, но если настойчиво крутить это колесико…
Одна из выставок осинской художницы так и называлась: «Колесо времени». Образ-символ, позволяющий вписать себя в единое пространство жизни. Ведь ничего сложного: колесо крутится – повозка едет. Повозка едет – человек перемещается в пространстве. Ничего нового, ничего необычного. Закон жизни и есть – перемещение: из одного состояния в другое, из одного места в другое, из одного положения в другое. И самая суть этого движения и есть жизнь.
Любовь Бертакова родилась в Осе, после школы там же работала медсестрой в больнице. Потом оказалась в Иркутске, устроилась на радиозавод и поступила учиться. Нет, не технической специальности – решила стать художником. В 1978 году она окончила Иркутское художественное училище, после чего работала художником- оформителем в Улан-Удэ и в Якутске. Но родина тянула к себе – и с 1986 года Любовь Бертакова стала преподавать в детской художественной школе родной Осы. Потом были победы, и серьезные: художница стала дипломантом Всероссийского выставочного центра (г. Москва). А еще через некоторое время Любовь Архиповна была награждена премией за проект герба и флага Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Но что же ее картины, ее творчество, в котором она выражает свой взгляд на жизнь? И отсюда – главное: какой он – этот взгляд? И почему столь притягательны, столь приятны глазу ее работы, которые, вроде бы, не выглядят сложными, но только приглядись, всмотрись – и начнут открываться они: слой за слоем, уровень за уровнем, смысл за смыслом. Конечно, это свойство любой живописи с ярлычком «настоящая», но картины Бертаковой лучше назвать подлинными. В этом слове – та необходимая протяжность, в которой длина дорог увязана с длительностью времени, неспешным колесом катящегося по нашей жизни. Под просторным осинским небом, которое дает художнице смыслов, как родная земля дает ей своих сил.
Много лет она работает с детьми, учит их прекрасному умению рисовать. И сама любит рисовать их – маленьких ребятишек и угловатых подростков, потому что они искренние, не придуманные, живые, еще не позабывшие и не растерявшие того природного дара человечности, который дан изначально каждому человеку. Так же, как и старики – к ним, мудрым и древним, этот дар вернулся снова. А Любовь Бертакова увидела это – и передала в своих работах.
Будь то мягкая теплая живопись или пластичная неторопливая графика, а ведь есть еще и байкальская галька – гладкие камешки, каждый со своей историей, со своим образом, главное, что бросается в глаза зрителю – гармония внутреннего и внешнего, единство формы и содержания и абсолютное соответствие имени художницы ее работам.
Все верно. По-русски грамотно будет так: графика Любови Бертаковой. Но если ее великолепное в своей многозначности имя мы сократим на единственную буковку, то получим самую суть ее картин. Потому что графика Любви – это и есть смысл, который давно открылся художнице и который она методично переносит на холсты и бумагу. Любовь к родному краю, любовь к роду, любовь к простору, к бескрайнему небу и бескрайнему небу на земле (ведь именно так называют степь), глубинное понимание своей причастности к этому миру, этому времени, встроенность в его движение – все это и есть в работах Любови Бертаковой. В ее графике.
В графике Любви.
Текст: Анастасия ЯРОВАЯ
comments powered by HyperCommentsНавигация
Предыдущая статья: ← Посмотри на меня! Фотопроект
Следующая статья: Я хочу платье. Фотопроект. →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)