Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

григорий гладков. интервью. «Загадка прошлогоднего снега».

Григорий Гладков

Григорий Гладков

Знаменитый композитор Григорий Гладков, написавший музыку к мультфильмам «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут колобки», «Приключения Незнайки и его друзей», фильмам «Сказки старого волшебника», «Поезд вне расписания», считается самым веселым композитором страны, рекордсменом Книги рекордов Гиннесса России (по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей).

— У нас будет новогодняя тема? — спросил меня Григорий Гладков. — Вы просто попали в десятку: более «новогоднего» композитора, наверное, в России, а, может, и во всем мире, нет! Я страшно люблю новый год. И хотя так многие говорят, я, в отличие от них, сделал много для того, чтобы люди весело и счастливо встречали новый год.

А началось все в детстве. Моя мама была заведующей детскими яслями, и я рос в атмосфере детских стихов, песен, утренников. И, конечно, самым главным праздником была встреча нового года.

За годы творчества у меня накопилось немало музыки к новогодним спектаклям. К каким только сказкам я не писал музыку! И в космосе, и под водой, и летом, и зимой. В Петербурге режиссер Лев Левинсон поставил потрясающую «Космическую елку», где дед Мороз с ребятами улетал на другие планеты. Из самых ярких воспоминаний — музыка к спектаклю «Чудёлка», он шел в МХТ имени А.П. Чехова. Его бюджет составил более полумиллиона долларов — столько пошло на декорации, костюмы, свет, звук. По мотивам моего мультфильма «Падал прошлогодний снег» (это мое самое любимое произведение) в Центральном доме художников в Москве шел спектакль с одноименным названием.

Я писал музыку к фильму об истории деда Мороза — «Тот самый дед Мороз». Снимали в Великом Устюге Вологодской области, премьера состоялась на канале ТВЦ 31 декабря 2003 года. Мои песни исполнял популярный детский ансамбль «Непоседы», и я тоже пел вместе с ребятами.

Сейчас работаю над панк-оперой «Отморозко», про внука деда Мороза. Мы знаем только о внучке, умнице и красавице, а о внуке ничего. Потому что он — плохой. Отморозок! но в конце представления тинейджер исправляется.

Кроме того, у меня просто много новогодних песен в самых разных стилях, и есть диск «Новогодние песни». Я написал песню «Новогодний трубочист» на стихи ленинградского поэта Михаила Яснова, и когда выступаю на новогодних праздниках, то выхожу в костюме трубочиста, в цилиндре. Существует старинная европейская примета: если под новый год встретишь трубочиста — год будет удачным, счастливым. Но у нас долгое время не было каминов, и профессия исчезла, а сейчас все возрождается.

— Как вы обычно встречаете Новый год?

— В кругу семьи. В отличие от многих моих коллег, я не работаю в эту ночь. Лишь однажды изменил своему правилу. Мы прилетели всей семьей в Петербург и провели новогоднюю ночь на Дворцовой площади. Вот это, конечно, запомнилось на всю жизнь! Вокруг Александровской колонны соорудили четыре сцены: для ретро-музыки, современной, фолк и детской. Моя сцена — детская, напротив Зимнего дворца, и я там вел «Новогоднюю детскотеку». Слово «детскотека» придумал я, общаясь с Михаилом Ясновым, выдумщиком и фантазером. Моя первая пластинка называлась «Чудетство», и все песни были написаны на его стихи.

— В этом году исполнилось 30 лет, как на экраны вышел мультфильм «Падал прошлогодний снег». Теперь его называют «культовым», «легендарным». Расскажите, как он рождался.

— Режиссер Александр Татарский хотел снять новогоднюю историю про мужика-недотепу, который ищет елку и не находит. Такой собирательный образ мечтателя, активного бездельника, из которых состоит наш мужской род (мы, вроде, активные, но лампочки не горят, полка не прибита и т.д.). Мультфильм озвучили актеры Лия Ахеджакова и Станислав Садальский. но остался только Садальский: он говорит голосом кирпича из фильма «Место встречи изменить нельзя». Получилось гениально!

Татарский решил делать фильм в пластилиновой технике, как «Пластилиновую ворону». Набросал сценарий, сказку довел до конца замечательный детский писатель Сергей Иванов, безвременно погибший. Я написал музыку. Планировалось, что будут песни, потом от этой идеи отказались. Татарский хотел, чтобы была гитара, расческа с бумагой и спичечный коробок. Но по законам советского времени музыку к любому фильму — взрослому, детскому — должен был писать оркестр Госкино. Помню смешной случай: надо было записать всего 15 секунд музыки — и для этого вызвали целый оркестр! В виде исключения иногда разрешали записываться с ансамблем «Мелодия». Нам удалось это пробить, мы записали музыку. И тут я показал Татарскому уникальный инструмент казу. Его придумали темнокожие музыканты в США. Он напоминал звук расчески, на которой дудят через бумагу. Сейчас у меня есть настоящий казу, а тогда был самодельный. После принятия музыки худсоветом творческого объединения «Экран» Центрального телевидения СССР мы заказали еще одну смену — ночную, и сверху наложили на уже готовую музыку звук этого инструмента. Получилось смешно.

И еще Александр Татарский сказал: «Сочини грустную финальную мелодию, чтобы было феллиниевское настроение, трагикомедия, а в конце захотелось заплакать… Сочини такую мелодию, под которую нас с тобой будут хоронить». Я ее сочинил в клязьме, в доме у Эдуарда Успенского, вечером, сидя на веранде. Помню, как в тот день мы шутили, валяли дурака. Был самый веселый день. И родилась самая печальная мелодия… А потом моего друга Александра Татарского под эту мелодию мы провожали в последний путь.

— А как появилось название?

— Сначала фильм назывался по-другому: «Раз — мороз, два — мороз». Татарский услышал мою песню «Падал снег» на стихи Александра Кушнера. И добавил слово «прошлогодний». Мы считали, что это его шутка, выдумка, но однажды какая-то девочка написала в блогах, что она разгадала эту загадку и что падающий прошлогодний снег существует! Он начинает лететь 31 декабря, в новогоднюю ночь пересекает черту старого года и к земле приближается уже прошлогодним. И это, мол, не выдумка, а реальность. Вот вам наблюдательность ребенка.

— Вас называют самым веселым композитором страны. Согласны с таким «званием»?

— У меня действительно много веселых песен. Я оптимист. Меня не заставляли заниматься музыкой. Она всегда была для меня радостью, отдушиной. Я пытался разгадать секрет группы The Beatles: как при простой мелодии существует надстройка из юмора, иронии, театра, абсурда, дуракаваляния… Я мечтал выйти с гитарой на сцену, спеть — и чтобы зал взорвался от хохота. И это потом получилось.

А то, что журналисты назвали меня «экологическим композитором», так это потому, что герои моих песен — животные. Я пишу музыку на стихи для детей, а у детских поэтов основные герои — зверюшки. Через них детям прививается доброта, они воспитываются на хороших поступках. С детства нас окружают игрушки: собаки, кошки, медведи, зайцы. У меня даже есть такие диски — «День открытых зверей», «Если хозяин с тобой».

— В сентябре вы приезжали на международный кинофестиваль «Сердце Байкала». Это ваша первая поездка в Иркутск?

— Не первая. В прошлый раз это было в 2012 году, в память 75-летия со дня рождения Александра Вампилова. Мы поехали на Байкал, в Листвянку, сфотографировали — для Союза театральных деятелей России, членом которого я являюсь, — установленный там памятник драматургу. А потом я полез в воду. Никто не купался, все кричали: «Вылезай! Утонешь!» — «Почему?» — «В этот день нельзя купаться: 17 августа утонул Вампилов». Но я поплавал, а когда вылез из воды, то увидел, что те, кто стояли на берегу, на меня сильно обиделись. Наверное, за то, что не утонул. (улыбается)

Я был и на другом берегу Байкала, в Бурятии. И вот что интересно. Иркутяне рассказывают только страшные истории: здесь тонут лодки, корабли, люди, здесь есть площадка, где собирались встретиться Хрущев и Эйзенхауэр, и оба должны были утонуть, — то есть всё тонет. И еще, что здесь вечно туман, мало солнца. А в Бурятии другие рассказы о Славном море: там 340 солнечных дней в году, озеро доброе, ласковое, и если будешь тонуть — не утонешь, Байкал спасет. Я попал туда в свой день рождения 18 июля, купался. Изумительное место! Сосны, песок. Видел самодельные бани, ел позы (какое смешное слово!). Так что Байкал разный. Важен взгляд, ракурс, «поза».

Знаете, что я вам еще скажу? В Иркутске очень красивые девушки! Наверное, потому что смешалась кровь — славянская, восточная. Мы, участники фестиваля, сошлись во мнении, что если искать невесту — то только здесь.

— Не хотели бы встретить Новый год в Сибири?

— Мне кажется, это мечта каждого человека, живущего на планете. Сибирь имеет романтический образ: снег, сугробы, тайга, чудеса… Многие иностранцы читали, слышали об этом удивительном крае, знают, что это зимняя страна (вот где зима так зима!), мечтают там побывать. А почему бы не сделать такой международный проект — «Новый год в Сибири (на Байкале)»? И, может быть, следующую зимнюю Олимпиаду провести у вас, ведь Сибирь и зимние виды спорта — это как единое целое. Иркутск идеально подошел бы для этого.

текст: Светлана МАЗУРОВА
фото: Марина СВИНИНА

comments powered by HyperComments

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти