Жилин — художник с бородой. Это в известном высказывании философа борода не делает, а художника вполне. Потому что в художнике, помимо умения владеть кистью и мастихином, должно быть некое таинственное обаяние. Не бунюэлевское, скромное и буржуазное, а похожее на сибирские домики, затерянные в снегах — и чтобы обязательно из низеньких труб шел веселый дымок.
А в таком пейзаже — как без бороды?.. То-то и оно — и Сергей Жилин, мягко улыбается в свою узнаваемую бороду. Хотя изначально, по рождению и настроению, он — человек южный: родился в Краснодарском крае. Что не помешало ему, через Тюмень и Омск, где постигал азы художественного творчества, стать настоящим сибиряком — одним из ярких представителей иркутской живописной школы.
Впрочем, иркутская история Жилина началась с работы художником-модельером Иркутского дома моделей. Было это в начале 80-х, и теперь о том вспоминается разве что как о факте в трудовой книжке. Потому что важнее было то, что живопись уже тогда начала захватывать, выхватывать его из череды буден.
Тем не менее, не из того ли прошлого стойкая и строгая приверженность художника к женским образам? Ведь и название у одного из его самых известных циклов соответствующее — «Модель в интерьере».
Некоторые модели комфортно расположились в интерьерах и залах галереи DiAS, откуда рассматривают посетителей. Собственно, это и есть одно из свойств и примет настоящего искусства: когда картина словно сама наблюдает за внешним миром. И дело не в фокусировке взгляда, не в расположении предметов, не в уровне внешнего освещения и внутреннего свечения. Дело в чем-то иррациональном, алогичном, над-реальным и, отчасти, потустороннем.
Что есть по ту сторону холста? — над этим размышляем мы. Что есть по ту сторону холста? — об этом размышляют модели Жилина.
И всей разницы — в небольшой смене акцента. А в случае с изобразительным искусством, вероятно, есть смысл сменить акцент на оттенок — тоньше, вернее, живописнее.
Оттенки жилинских работ и создают этот эффект обратного присутствия: когда не мы попадаем в зазеркальный мир картины, но она сама из своей потусторонности наблюдает. Но при этом попасть в наш мир — вовсе не стремится. И верно. Чего они, герои жилинских картин, в нашем мире не видели?
А чего не видели мы? — вот вопрос более серьезный.
И в попытках ответа, в его поисках, можно сделать некие открытия. Не того, что хотел сказать художник, а того, что мы услышали: учуяли через образ, через метафору, через идею, воплощенную в цвете. Жилин словно бы выстраивает мост, по которому можно перейти с берега на берег, от впечатления к восприятию. Он называет его бесхитростно — мост искусств. И делает его ярким и… осенним. Мозаичность осени, которая складывается из отдельных листьев — желтых и опавших, устилающих землю. Их яркий цвет постепенно становится потускневшим. Приобретает те же оттенки, что благородное постаревшее золото. И чем оно благороднее, тем выше его ценность. И даже буквально — драгоценность.
Именно такой цвет берет Жилин, чтобы показать этот переход, этот мост, этот путь. Из края в край. От одного образа к другому. От этой темы к той. И вполне возможно, из ниоткуда в никуда. Тут уж каждый выбирает назначение пути самостоятельно. Ориентируясь на свои собственные силы.
Ориентир Сергея Жилина — это поиск. И часто даже не ответов, а вопросов. Ведь именно вопрос дает нам импульс к тому, чтобы действовать. Чтобы бороться. Чтобы искать. И чтобы найти, конечно, тоже. А что найти (и что найдем) — это следующий уровень. И немного смысла рассуждать: а каждому ли по силам на этот новый уровень подняться? Задача художника лишь показать, что мост — есть. А уж мы, вглядываясь в его мозаичную сущность, в его благородные формы, может, и разглядим под тем осенним мостом — Лету, на одном берегу которой будет прошлое, а на другом — будущее.
А настоящее — это и есть мост. По версии Сергея Жилина — это мост искусств. А потому искусство — не просто принадлежит настоящему и его символизирует. Оно еще и предлагает: заглянуть за горизонт, по ту сторону света, вглядеться в сумрак и обнаружить, что на самом деле мы вглядываемся в самих себя.
Как жилинские картины вглядываются в нас. И пока они на нас смотрят, можно попробовать жить и быть. Как живет и бывает внутри своего искусства иркутский художник Сергей Жилин. Он пришел в этот мир по своему мосту, пряча улыбку в своей бороде, раскрашивая белую снежную Сибирь разноцветным. Достойная задача для художника.
текст: Анастасия ЯРОВАЯ
comments powered by HyperComments
Навигация
Предыдущая статья: ← Творческий вечер Светланы Бекаревой.
Следующая статья: «Окно в Париж» →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)