Он снимает рясу, включает настольную лампу и начинает рисовать. В лунном свете все кажется зыбким, таинственным, нездешним. И его картины наполнены предзакатным, красноватооранжевым светом. Маленькие притчи о людях и предметах. Новеллы о вечной раздвоенности художника, который не может полностью слиться с миром и в то же время неразрывно с ним связан.
С художником Олегом Ушаковым мы познакомились, когда он был задумчивым, немного отстраненным юношей. Олег отличался умением метафорично, образно высказывать свои мысли. Когда-то в мастерской своего друга он сказал: «Живописец — человек светский, в его душе много страстей. Он не может стать монахом и писать только иконы. Кто-то из старцев сказал: «Быть монахом в миру — мученичество».
Теперь я шла на встречу со священником Олегом Ушаковым, настоятелем храма в Култуке. И меня волновал вопрос: как же он оказался «там»? Посещает ли его теперь вдохновение? Не мучает ли раздвоенность (ведь став священником, он не перестал быть художником)? И вообще, каково это — быть настоятелем храма, художником и отцом четырех детей?
— Вы священнослужитель и художник. Одно другому не мешает?
— Тринадцать лет пытаюсь ответить на этот вопрос. Если наше бытие в Боге, то вера творчеству только помогает. Внимательный, углубленный взгляд на человека (свойство художника) дает возможность его понять и простить (качество христианина). Что мешает? Будь я просто живописцем, брался бы за религиозные сюжеты.
Но, будучи человеком церковным, понимаю, что нового ничего не скажу, и любая библейская тема, оказавшись на бумаге, станет лишь иллюстрацией, не более.
…Все началось с того, что молодой художник стал выполнять церковные заказы, реставрировал иконы. Он пробовал рисовать иконы, но для этого нужно было умение, хорошие материалы, особые инструменты, левкасы. Чтобы заниматься иконописью, нужно работать с утра до ночи, отдаваясь этому целиком. Это высший образ молитвы, — считает отец Олег. Это каноны — берег реки, ее русло. Без них творчество превратится в болото.
Олег восстанавливал храм в Голоустном. И отец Феофан стал привлекать его к службе. Художник, оставаясь невидимым для прихожан, читал богослужебные тексты. Тогда, стоя перед алтарем, он пережил мощные, глубокие эмоции.
— Я вдруг почувствовал свою немощь. Ощутил себя маленьким, беспомощным: перед лицом Бога не мог даже текст без ошибок прочитать, — вспоминает священник. — Это были очень полезные, серьезные переживания, образующие личность.
И так, шаг за шагом, Олег Ушаков пришел в церковь. Или, вернее сказать, его туда привели: люди, за которыми он тянулся, судьба, провидение. Божий промысел, который не очень-то подвластен человеческим желаниям.
Рядом со священником его жена Лена. Женственная, рассудительная, начитанная. Он нежно называет ее «матушкой», она его, с улыбкой — «батюшкой». В другой, мирской, жизни они ходили по мастерским, общались с друзьями, бегали на выставки. Теперь у них другой уклад, другие заботы, другое мировосприятие.
— Как вы решились так кардинально поменять жизнь, уехать в деревню?
— Если человек не несет жизненного креста, он рискует, как Икар, взлететь, обжечься и упасть, — размышляет Лена. — Мы хотели опереться на что-то еще, кроме творчества. Чтобы за душой было что-то потверже.
И вот они с тремя детьми (семи, пяти и полутора лет) оказались за 700 километров от Иркутска в поселке Юрты на границе с Красноярским краем. Деревенский дом, колонка далеко, дрова… Священник Олег заметил, что у его детей было не слишком счастливое детство. Жили они очень скромно. Ребятишки оказались лишены прелестей городской жизни, но и крепкого деревенского хозяйства в доме Ушаковых еще не было.
Сложно было привыкать к людям. Сельчане долго присматривались к молодой семье, не принимали, считая чужими.
— По-моему, у Куприна есть рассказ о человеке, который приехал из города и 25 лет жил на окраине деревни. Но для местных он так и остался чужаком, — говорит Лена. — К тебе в деревне будут хорошо относиться, но своим ты не станешь. Юрты — замкнутый поселок, там не было религиозной культуры. Но самым сложным было оказаться вдалеке от друзей, общения, выставок. Как художники мы скучали. Оказались в культурном вакууме. Тем не менее, в перерывах между приходскими делами Олег подготовил две персональных выставки.
В чем заключается каждодневная работа приходского священника?
— Священник — это пастух, его паства — весь поселок, — поясняет батюшка. — А теперь нам ставят задачу и все окрестные поселения курировать. За всех ты несешь ответственность, за всех молишься. Нет, о количестве прихожан мы не думаем, хотя священники при встрече спрашивают друг у друга: «А сколько у тебя людей утром, вечером, в праздники?» Только сам человек может решить: делать шаг в сторону церкви или нет.
К людям священник Олег относится внимательно и заинтересованно. Прихожане общаются с ним не только в храме, но и за церковной оградой: на улице, на почте, в библиотеке. Подходят, задают разные вопросы: о том, как больному помочь, как семью лучше устроить, как найти спутника жизни.. И всех он должен успокоить, внушить надежду. Главной своей обязанностью Ушаков считает умение подобрать нужные слова — утешения, участия, надежды. Дар утешения — вот призвание истинного священнослужителя.
Художник тоже ищет подходящие слова, чтобы передать свои мысли и переживания. Только его слова — это образы, а язык — кисть и краски. Пейзажи, натюрморты Олега Ушакова утонченны, иносказательны. В них целый мир, в потаенных уголках которого можно наткнуться на старинный сундук, потертые книги, акварели, кусок тыквы, склянку с чернилами и другие чудеса.
— Порой картина рождается за два-три часа. Иногда приходится откладывать работу на полгода.. Не всегда удается высказать мысль сразу. Я — интуитивный реалист. Видишь конкретные образы, но что за ними стоит? Неуловимые вещи. Ускользающие. Если тебе удается ««поймать их за хвост» — работа готова.
— Творчество ведь можно по-разному понимать, — считает Олег. — Художник переносит на бумагу помыслы, побуждения, приходящие извне. Кто отправитель этих ««сообщений»? Либо ангел божий нашептал, либо бесовское веление.. И творчество поэтому может быть одухотворенным или страстным. Страсть художника ограничивает. Это манеж с колышком в центре и короткой веревкой. Художник бегает по кругу. Все мы — люди, и у всех есть свои демоны. Но не стоит идти у них на поводу.
Дети Ушаковых с детства любили рисовать. Старшие сейчас учатся в художественном училище. ««В ком-то мы больше уверены, за кого-то больше тревожимся, — говорят Ушаковы. —Но именно дети нас сплачивают. Говорят, если появился младенец, то Бог хранит эту семью».
Свои картины живописцы часто тоже сравнивают с детьми. Олег Ушаков так не думает.
— Это не дети, а черепашьи яйца, — говорит он. — Черепаха их в песок закопала, они вызрели и пошли гулять по свету. И ты уже не в силах на них повлиять и ответственности за них не несешь.
… Его любимая картина тоже гуляет по свету. На ней отрок стоит в тени могучего дерева. Перед ним долина и монастырские стены. Мальчик смотрит, как по долине движутся монахи. Пойдет ли он за ними или останется стоять под деревом, наблюдая бег облаков? Он пока не решил: быть там или остаться здесь. Время течет сквозь него. Он — между двумя мирами.
текст: Екатерина САНЖИЕВА
Навигация
Предыдущая статья: ← Сергей Прокофьев. Интервью. «Жизнь по своим правилам».
Следующая статья: СПОРТ Атлет →
- ИНОГДА ТЫ УСТАНЕШЬ БЕЖАТЬ. Слово редактора 18/09/2024
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Сентябрь 2024 (1)
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)