Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Фантомас. Слава и проклятие знаменитой трилогии

34-35-10 копия

Жан Маре не очень-то любил роль Фантомаса

Французского «Фантомаса» видели, конечно, все. И многие даже по несколько раз. Для одних культовая трилогия – всего лишь комедия с Луи Де Фюнесом, для других – лучший фильм юношества. Но мало кто знает, с каким трудом он был сделан и как неверно встречен публикой по всему миру. Между тем, совсем недавно ему стукнул «полтинник».

На самом деле, трудно сказать точно, от какой даты идет отсчет юбилея. Премьерный показ первой части «Фантомаса» состоялся во Франции в ноябре 1964. Почти вся остальная Европа увидела фильм лишь в 65. В СССР думали еще дольше — приключения человека в маске добрались до нас уже после того, как вся трилогия с успехом прошла на Родине. Причем, в Союзе поступили хитро и просто выменяли ее на прокат «Анны Карениной» (1967). Но всех «переплюнула» ГДР. Там вообще не стали покупать права на кинопоказ и выпустили «Фантомаса» только на ТВ, растянув почти на десятилетие (с 73 по 85 гг).

34-35-2 копияСамому же Фантомасу совсем скоро исполнится 150. Рожденный в 1867, на страницах французских романов он впервые появился в 1911. И сразу в качестве антигероя – преступника, скрывающего свое лицо, социопата и садиста. Безжалостный ко всем, включая своих детей (одного из которых, кстати, звали Владимиром), Фантомас мастерки меняет внешность и свои преступления совершает под видом другого человека, зачастую уже им убитого. В отличие от мрачных романов и довольно серьезных первых экранизаций (два сериала и фильм), трилогия 60-х годов снята в комедийном стиле и, скорее, является пародией на криминально-авантюрные хиты того времени, вроде Бондианы. Парадокс заключается в том, что слегка обрезанную версию, дублированную на «Союзмультфильме» и снабженную зловещим хохотом Фантомаса (которого нет в оригинале), в советском прокате приняли не как гротескную комедию, а как крутой боевик. С массой погонь и спецэффектов (один «запорожец», превращающийся в самолет, чего стоит). Успех фильма был нереальным: 45,5 млн. зрителей и 26 место по посещаемости среди иностранных картин в нашем прокате. Французам такие цифры даже не снились.

Продюсеры с самого начала понимали, что бюджет фильма будет приличным. Для того времени один из самых больших во французском кино. Не экономили даже на бутафории – так, похищаемые в кадре драгоценности предоставил известный ювелирный дом. А для съемки второй серии, «Фантомас разбушевался», режиссер Андре Юнебель с группой отправились в Италию и Англию. Это был первый случай в истории французского кино, когда на пародию выделили такие средства. Более трети бюджета ушло на гонорары Луи Де Фюнеса и Жана Маре – самых кассовых звезд того периода. Последний, кстати, впоследствии жалел об участии в проекте. Гордого актера оскорбляла упрощенная трактовка романа, портящая его сложившийся кинообраз, а от жутких грим-масок постоянно жгло кожу. Да и отношения с Де Фюнесом не сложились. Обладавший желчным характером комик неоднократно позволял себе едкие шутки в адрес коллеги-гомосексуалиста и его актерских талантов. В свою очередь, Маре бесился, что «лысеющему кривляке» (так он его прозвал) достались самые козырные сцены и реплики («Тут я поворачиваюсь и убиваю третьей рукой двух бандитов»). В то время как ему, знатному красавцу, чаще всего приходилось ходить в маске. Забегая вперед, раскрою еще один секрет: во время монтажа было принято решение переозвучить Фантомаса-Маре более низким и грозным голосом. Когда актер об этом узнал, потребовал убрать свое имя из титров. Но его вовремя отговорили.

34-35-1 копияМировой прокат «Фантомаса» превзошел все прогнозы. Авторы никак не ожидали такого признания. Но во Франции нашлись и те, кто считал, что фильм позорит их нацию. Так, культовые режиссеры Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар, вероятно, завидуя такому коммерческому успеху, в интервью не раз «пинали» трилогию, якобы она «порочит французский кинемотограф на весь мир». В СССР фильм полюбили, но не без проблем. Показы привели к некоторым эксцессам в школах. В первую очередь из-за того, что на афишах не было слова «кинокомедия», и подростки восприняли «Фантомаса» «на полном серьезе», то есть реальным бандитом. В Ростове-на-Дону членов одной из криминальных банд, надевавших во время ограблений черные чулки на головы, даже прозвали «Фантомасами».

Несмотря на это, Юнебель четвертую серию хотел снимать именно в России. «Такое решение он принял после визита съемочной группы на Московский кинофестиваль, – пишет в своей книге «Мое кино. Одна жизнь и множество фильмов» частично украинка Милен Демонжо, сыгравшая в «Фантомасе» главную женскую роль. – Но проект не состоялся. Де Фюнес хотел заняться чем-то другим, несмотря на увеличенный вдвое гонорар, а Жан Маре и слышать не хотел о новой серии. Ему с избытком хватило роли марионетки в предыдущих. В довершение ко всему, макияж зеленого цвета и резиновые маски вызвали появление прыщей на его лице»…

Разговоры о современной версии «Фантомаса» ходят уже несколько лет. И вот совсем недавно стало известно, что полюбившийся дуэт «преступник-полицейский» на этот раз будет с лицами первоклассных французских актеров Венсана Касселя и Жана Рено. Конечно, сравнений с Де Фюнесом и Маре им не избежать, но в эру компьютерных технологий, сами понимаете, можно сотворить чудо. Хотя, если сильно увлечься спецэффектами, можно потерять самое главное – уникальную атмосферу и дух времени, присущие оригинальной трилогии.

ОБРАЗ ФАНТОМАСА В МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

34-35-7 копия«Фантомас», Франция, 1964-1965
Действие 40 с лишним бульварных романов,
в которых появляется Фантомас, происходит
в начале 20 века. Но режиссер Юнебель перенес их в 1960-е, полностью убрав информацию о прошлом героя. В фильме это просто зеленокожее существо, напоминающее человека. По легенде, у него может быть инопланетное происхождение.
По большому счету, от романов осталось лишь вечное противостояние таинственного злодея и комиссара Жюва.

34-35-8 копия«Анискин и Фантомас», СССР, 1973
Фантомас в Советском Союзе тоже появился. Причем, неоднократно. Сначала в фильме «Семь стариков и одна девушка» (1968), в кошмаре одного из героев. А потом и в похожем эпизоде «Стариков-разбойников» (1971), где прослеживается четкая пародия на трилогию Юнебеля. Спустя еще несколько лет, он упоминается в двухсерийке «Анискин и Фантомас» и собственной персоной появляется в музыкальном телефильме «Волшебный фонарь».

kinopoisk.ru«Доктор Кто»,
Великобритания, 2005 Конечно, в мировой культуре «император зла» тоже отметился. Например, в одной из серий культового английского сериала «Доктор Кто». Во французской пьесе он встречался с Шерлоком Холмсом, в новелле Хулио Кортасара боролся против многонациональных вампиров, а в чешской киносказке «Арабелла» вдруг стал положительным персонажем. Другими словами, трилогия Юнебеля превратила мрачного злодея в икону масскульта.

 

текст: Владимир Рутман

 

comments powered by HyperComments

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти