Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Любовь Бертакова. Графика любви.

74-75-1 копияКогда любишь свое дело – это при этом получается не просто хорошо, а как надо. А в этом – большая разница: между «хорошо» и «надо». Есть расхожий афоризм о том, что Бог посылает нам не то, что нам хочется, а то что исправит нас. Ведь все мы приходим в этот мир совершенными, но с каждым днем, с каждым шагом и поступком – теряем это первозданное совершенство. И в то ж время – вот парадокс! – постепенно возвращаемся к нему. Впрочем, в единственном случае – через любовь.

Вероятно, именно об этом графические листы осинской художницы Любови Бертаковой. Равно как и ее живопись – в которой слышится живописание: о мире и судьбе, о времени и о нас, внутри него находящихся, себя в это время встраивающих и свои собственные настройки приводящих в соответствие. Так крутили раньше колесико старого радиоприемника – чтобы настроиться на волну, которая вдруг отчетливо проступает через шипение и треск помех. Помехи есть всегда, но если настойчиво крутить это колесико…

Одна из выставок осинской художницы так и называлась: «Колесо времени». Образ-символ, позволяющий вписать себя в единое пространство жизни. Ведь ничего сложного: колесо крутится – повозка едет. Повозка едет – человек перемещается в пространстве. Ничего нового, ничего необычного. Закон жизни и есть – перемещение: из одного состояния в другое, из одного места в другое, из одного положения в другое. И самая суть этого движения и есть жизнь.
Любовь Бертакова родилась в Осе, после школы там же работала медсестрой в больнице. Потом оказалась в Иркутске, устроилась на радиозавод и поступила учиться. Нет, не технической специальности – решила стать художником. В 1978 году она окончила Иркутское художественное училище, после чего работала художником- оформителем в Улан-Удэ и в Якутске. Но родина тянула к себе – и с 1986 года Любовь Бертакова стала преподавать в детской художественной школе родной Осы. Потом были победы, и серьезные: художница стала дипломантом Всероссийского выставочного центра (г. Москва). А еще через некоторое время Любовь Архиповна была награждена премией за проект герба и флага Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Но что же ее картины, ее творчество, в котором она выражает свой взгляд на жизнь? И отсюда – главное: какой он – этот взгляд? И почему столь притягательны, столь приятны глазу ее работы, которые, вроде бы, не выглядят сложными, но только приглядись, всмотрись – и начнут открываться они: слой за слоем, уровень за уровнем, смысл за смыслом. Конечно, это свойство любой живописи с ярлычком «настоящая», но картины Бертаковой лучше назвать подлинными. В этом слове – та необходимая протяжность, в которой длина дорог увязана с длительностью времени, неспешным колесом катящегося по нашей жизни. Под просторным осинским небом, которое дает художнице смыслов, как родная земля дает ей своих сил.

Много лет она работает с детьми, учит их прекрасному умению рисовать. И сама любит рисовать их – маленьких ребятишек и угловатых подростков, потому что они искренние, не придуманные, живые, еще не позабывшие и не растерявшие того природного дара человечности, который дан изначально каждому человеку. Так же, как и старики – к ним, мудрым и древним, этот дар вернулся снова. А Любовь Бертакова увидела это – и передала в своих работах.
Будь то мягкая теплая живопись или пластичная неторопливая графика, а ведь есть еще и байкальская галька – гладкие камешки, каждый со своей историей, со своим образом, главное, что бросается в глаза зрителю – гармония внутреннего и внешнего, единство формы и содержания и абсолютное соответствие имени художницы ее работам.

Все верно. По-русски грамотно будет так: графика Любови Бертаковой. Но если ее великолепное в своей многозначности имя мы сократим на единственную буковку, то получим самую суть ее картин. Потому что графика Любви – это и есть смысл, который давно открылся художнице и который она методично переносит на холсты и бумагу. Любовь к родному краю, любовь к роду, любовь к простору, к бескрайнему небу и бескрайнему небу на земле (ведь именно так называют степь), глубинное понимание своей причастности к этому миру, этому времени, встроенность в его движение – все это и есть в работах Любови Бертаковой. В ее графике.
В графике Любви.

Текст: Анастасия ЯРОВАЯ

comments powered by HyperComments

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти