Про мозоли, нарушенные стереотипы и суеверия
В 1992 Пушкарь зачитывался журналом «За рулем» и статьями про Стасиса Брундзу — десятикратного чемпиона СССР по ралли. В этом же году познакомился с хорошим веселым человеком Александром Каргопольцевым. тот пригнал Пушкарю «двойку», на которую страшно было смотреть. «Хочешь — делай», — сказал Каргопольцев и «металлолом» оставил.
Машину Александр восстанавливал целый год. Достал книжки, оставшиеся от учебы в училище. «Двигатели армейских автомобилей». Два тома, в которых была вся автомобильная наука. Но этого оказалось недостаточно. Стало ясно: настоящая машина для гонок — это не усиленная модификация обычной машины, это изначально другой автомобиль. Нужно учиться у практиков.
И поехал сибиряк в Феодосию в отпуск познакомиться с Сашей Сосновиковым, чемпионом Украины, который собирал двигатели сам. И ходил один Саша к другому, как на лекции, с вопросами «а что?», «а как?». А вернувшись домой, заказывал на заводах детали и продолжал работать. клапана делал из КаМаЗовских, сиденья — из подручных материалов. Заработал мозоли на руках, которые не сходили неделями. А чего бы им сходить с таким «настырным» хозяином? В 95-м году у него получился двигатель. Хороший двигатель. Потом были второй, третий… когда Пушкарь говорит: «Я в Сибири первый, кто самостоятельно сделал конкурентный серьезный двигатель», — понимаешь: так оно и есть, а еще догадываешься — какой труд и какое упорство за этим стоят. Из гонщиков, выходящих на трассы, лишь единицы сами делают себе машины. Остальным их готовят — кому в Тольятти, кому в Германии. А для Пушкаря построить автомобиль самому — творчество и драйв. Сделать то, что до тебя не делали, придумать так, как до тебя не смогли.
Вот и свою «Субару», на которой сейчас «гоняет», он построил сам — с переделки кузова до мотора. И сыну Руслану машину к гонкам готовит. В боксе автомастерской стоят две «восьмерки» и два «субарика», собранные Александром. «Казалось бы: купи новый амортизатор — и езжай, — шутит Пушкарь. — но на том, что купишь в магазине, не поедешь, можно перевернуться. Мои амортизаторы стоят полмиллиона рублей, и то б/у. Но это — вещь, они отрабатывают каждую ямку, их можно на асфальт настроить, на лед, на снег… вот они, технологии».
Не бывает плохих гонщиков, бывает плохо подготовленный автомобиль. На 90 процентов успех — это хорошая машина. Сейчас это проявляется еще в большей степени. А у человека должна быть хорошая реакция и чувство автомобиля.
За всю историю гонок ни один гонщик в один день в двух классах не побеждал. А Пушкарь победил. Он вообще очень любит нарушать стереотипы, как и его отец, который в свои восемьдесят до сих пор ездит на машине.
На горной дороге в Слюдянке с 1993 года проходят соревнования на кубок Сибирского федерального округа. Дорога сложная, все время в гору, петляет. И все рекорды, которые там случились, принадлежат Пушкарю. в 2000 году — 10 км за 5.46 минут. Через девять лет, то есть сейчас, «восьмерки» по этой трассе выдают 5.30. Рекорд сына Руслана, который тоже стал гонщиком — 5.24. Но в этом году Пушкарь-старший показал совершенно нереальное время — 4.48. Есть еще порох в пороховницах!
Вы думаете, ему не знакомо чувство страха? «Нормальный человек должен бояться. Не боятся только дураки, — говорит Пушкарь. — Горная гонка — опасна. Скорость свыше 200 км/час. Высота, крутые повороты. Можно выжать и больше, но скорость скидываю, держу себя, чтобы не потерять голову. Если доля риска есть, не буду рисковать — что на гонках, что в обычной жизни».
И все же, думается мне, когда Пушкарь на трассе, чувство страха, если не уходит совсем, то сильно ослабевает. иначе как объяснить хотя бы его заезд в Канске, когда он перевернулся? Знаете, что думал Пушкарь, когда переворачивался? Я спросила. Он ответил: «Лишь бы на колеса встать и продолжить». Вот те раз. Существует покадровая съемка с «траекторией пушкаревского переворота», на которой «Субару» Александра переворачивается-переворачивается-переворачивается (как-то бесконечно и страшно), а потом… встает на колеса. Ситуация уникальна еще и тем, что, совершив свои кульбиты, Пушкарь таки приехал ПЕРВЫМ!
«Говорят, гонщики очень суеверны?»
— «Очень, — соглашается Александр. — После первого взятого места комбинезон не стирают до следующей гонки. Кто-то перед стартом не бреется».
— «А вы?»
— «Я бреюсь всегда. У нас были соревнования в Веселовке, и все как-то не клеилось. Лето. Жара. Я зеркало подвигаю и начинаю бриться. Мне говорят: «Ты что, Пушкарь, перед стартом?» я отвечаю: «Так я же на пьедестале должен бритым стоять!» Побрился — и попал в финал».
Отвергая прочие, Пушкарь имеет свои суеверия. В каком-то гороскопе вычитал, что его счастливое число 9 и все числа, делящиеся на 9. Потому номер на машине 909, а на спортивном автомобиле — 81. Машину Александр в чужие руки не дает. А вдруг обидится? Разговаривает с ней и одушевляет, как живую. Вот и пойми этих гонщиков.
А еще Пушкарь убежден — нельзя быть уверенным в победе. Если уверен, обязательно какая-нибудь досадная мелочь случится. Вдобавок к этому он никогда не думает о призах, какими бы дорогими они ни были. «Пусть разыгрываются машины или хорошие деньги. Для меня важнее другое. Независимо от ранга соревнований, от силы или слабости соперников, у меня одинаково стучит сердце, я одинаково волнуюсь — хоть на кубке России, хоть на обычной гонке».
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Оксана Уварова. Я ГОВОРЮ ТЕБЕ «ДА» 24/10/2023
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)