— Если бы во мне говорил бизнесмен, он бы давно пошел и повесился. Потому что те средства, которые вкладываются нами — нашей семьей, «отобьются» лет через пятьдесят… Мой старший сын очень далек от искусства. Он как-то спросил меня: «Мама, у нас в коллекции две тысячи работ. Что с ними будет дальше?» Я говорю ему: «Скажи ты». Он: «Но мне это неинтересно…» Что это значит? Значит, я завещаю коллекцию городу. Городу будет не нужна — значит, найдется еще какой-нибудь путь… Слава Богу, у меня муж любит искусство и поддерживает меня. Но это не бизнес. Это порыв души. И что-то такое необъяснимое. Никакая логика не заставит вас вытащить из кармана 4 миллиона рублей и сделать выставку «Человек и город». Здесь логика умерла или пошла поспать.
— И пока она спит, вы…
— … получаю глубокое самоудовлетворение. Ключевое здесь «само». Не стоит ждать благодарности или признательности от художников — люди творческие, они в этом живут, это их действительность. Выставки, по сути, мало чем отличаются друг от друга, с точки зрения механизма их организации. Но! Если я вижу красивую картину, мне хочется поделиться, и это настолько острая потребность, что я не могу ее подавить. Поэтому я провожу выставки, приглашаю сюда людей. Мне хочется кричать: посмотрите, вот оно, искусство, и оно — прекрасно! Вы обязаны посмотреть, не умаляйте своих возможностей, придите! Я же не прошу за это денег: все иркутяне знают — посещение галереи DiaS бесплатное. Придите, посмотрите, напитайтесь! Это порыв души. А уж если это МОЯ картина…
— Что это значит?
— У меня есть картины, которые могу увидеть только я. Я их спрятала и могу поделиться ими только с семьей. Они находятся дома, и я никогда их не продам. Они не для публичного просмотра. Почему-то мне хочется, чтобы они были только моими.
— И все же вернемся к бизнесу. Ведь как ни крути, но галерея — это бизнес.
— Конечно, как бизнесмен я обязана заниматься продажами. Опять же то, о чем мы говорили в самом начале: художнику кто-то должен помогать зарабатывать на жизнь. Но заставить человека купить что-то невозможно. Его даже хлеб невозможно заставить купить, если он не голоден. А если человек уже не голоден, но еще и не сыт, он все равно будет тратиться на какие-то более насущные вещи. Конечно, моя задача, во-первых, показать, что это прекрасно…
— Как?
— Через просветительство. Человек может чувствовать, но не понимать, почему именно эта картина его зацепила. Ему хочется вникнуть. И моя задача — объяснить, а почему человека это затронуло. Это очень сложно на самом деле… Знаете у Врубеля «Демон сидящий»? Я пыталась объяснить сама. Не смогла. Пришла к преподавателю: объясните, КАК автор добился такой безысходной рвущей сердце тоски? Мы подробно рассмотрели историю написания картины, технические приемы, но эмоциональную составляющую объяснить невозможно… Вон висит у меня в кабинете Мунк. Многие люди от этой работы напрягаются. Очень сложная работа. Работа человека, который сошел с ума. Тем не менее она меня вдохновляет. Эмоциональная сила этой картины — это вершина искусства. Потому что все по-настоящему. С разъятой душой. Художник себя выкладывает на холст и говорит: нате, смотрите, вот моя душа… А человек подходит и говорит: да подумаешь, я тоже так могу…
— Хороший художник — голодный художник?
— Можно и грубее сказать: хороший художник — мертвый художник. Я не согласна категорически. А как же художники, которые состоялись и были богаты? Например, художники Возрождения, которые прекрасно жили и создавали замечательные произведения. Другое дело, что когда человек талантлив, у него всегда будет чувство голода и никогда не наступит перенасыщения или насыщения, потому что он всегда будет искать. Вспомните Кандинского. Это состоявшийся человек, который создал целое направление в искусстве. По-настоящему творческие люди никогда не достигнут чувства самоудовлетворенности, когда — сел и отдыхает: все, я создал свой шедевр, дальше буду почивать на лаврах.
— Чем галерея может гордиться?
— У меня есть один знакомый, который говорит: «Я что ни построю, все банк получается». Вот у меня также: я что ни задумаю, все международная выставка получается. Вроде начинаешь делать что-то небольшое, а получается в итоге масштабное. Вспомним самую первую нашу выставку, то, с чем мы открывали галерею. Это была выставка в Улан-Удэ в Музее Сампилова. Мы приехали в Бурятию впервые за 12 лет паузы. А в Монголию — прошлой осенью, впервые за последние 25 лет. Это не специально, просто так получается. Мы впервые представили Иркутск в сентябре 2012 года на ярмарке «Арт-Москва». Впервые проводили выставку в Консульстве Польши в Иркутске. Первые и единственные, кто сделал выставку (по инициативе консульства и отца Владимира) в Польском костеле… Все время получается
масштабно. И в этом, мне кажется, есть какой-то высший знак.
— И что для этого надо, чтобы так получалось?
— Наверное, безбашенность какая-то. Как в омут с головой. Мне муж говорит: «А ты посчитала? А тебе денег хватит?» Я говорю: «Давай сделаем, а потом посчитаем». Ведь не всегда нужны какие-то огромные средства. Чаще всего нужен просто человеческий ресурс, опыт. Поэтому мы очень плотно работаем с Союзом художников, с художественным училищем — потому что у них есть ресурс: они готовы предоставить работы, преподавателей для пленэра. Но у них отсутствует ресурс временной, организаторский, финансовый, который как раз есть у меня. И мы объединяем наши усилия и получаем замечательный результат. И это наш общий результат.
— Диана, что такое Прекрасное?
— Это настолько философский вопрос… Я даже не знаю, как на него ответить… У каждого же из нас свой внутренний монолог. И его адресат — тоже свой. Поэтому я всегда просила для себя душевного спокойствия. Когда достигаю этого спокойствия, я в равновесии с собой. Сегодня для меня равновесие и отсутствие равновесия — это два состояния, совершенно противоположных, но между ними существует знак равенства. То есть мне важно душевное равновесие до определенного момента. Оно должно побыть какое-то время, а потом можно опять — в омут с головой. Вот этот знак
равенства… Наверное, он и есть прекрасное. Когда ты знаешь, что из этого состояния, по этой узкой дорожке из двух палочек, как по мостику, переходишь в бурную действительность. А потом — обратно по этим двум палочкам, к спокойствию и размеренности. Прекрасно, когда у тебя есть эти две палочки и ты можешь выбирать, в каком состоянии тебе сегодня жить.
текст: Анастасия ЯРОВАЯ
фото: Александр НОВИКОВ
Навигация
Предыдущая статья: ← секретный Pin-код. Фотопроект.
Следующая статья: интерьер. Дворец на опушке. →
- ФОТОПРОЕКТ РЕДКАЯ ПТИЦА 12/02/2024
- ТРИ ЧЕТВЕРГА ДО ВЕСНЫ. Слово редактора 12/02/2024
- Оксана Уварова. Я ГОВОРЮ ТЕБЕ «ДА» 24/10/2023
- Февраль 2024 (2)
- Октябрь 2023 (1)
- Сентябрь 2023 (2)
- Декабрь 2022 (2)
- Август 2022 (1)
- Апрель 2022 (1)
- Март 2022 (2)
- Январь 2022 (1)
- Ноябрь 2021 (2)
- Октябрь 2021 (1)
- Сентябрь 2021 (1)
- Июнь 2021 (1)
- Апрель 2021 (1)
- Сентябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Февраль 2020 (1)
- Декабрь 2019 (1)
- Сентябрь 2019 (1)
- Июнь 2019 (1)
- Май 2019 (2)
- Февраль 2019 (2)
- Декабрь 2018 (4)
- Октябрь 2018 (5)
- Сентябрь 2018 (5)
- Май 2018 (4)
- Апрель 2018 (3)
- Февраль 2018 (6)
- Декабрь 2017 (7)
- Ноябрь 2017 (2)
- Сентябрь 2017 (4)
- Июль 2017 (2)
- Май 2017 (3)
- Апрель 2017 (7)
- Февраль 2017 (8)
- Декабрь 2016 (6)
- Ноябрь 2016 (5)
- Сентябрь 2016 (2)
- Июль 2016 (6)
- Май 2016 (5)
- Март 2016 (7)
- Февраль 2016 (9)
- Декабрь 2015 (15)
- Октябрь 2015 (9)
- Сентябрь 2015 (6)
- Август 2015 (7)
- Июнь 2015 (5)
- Апрель 2015 (8)
- Март 2015 (11)
- Февраль 2015 (7)
- Январь 2015 (7)
- Декабрь 2014 (12)
- Ноябрь 2014 (11)
- Октябрь 2014 (11)
- Сентябрь 2014 (15)
- Август 2014 (2)
- Июль 2014 (13)
- Июнь 2014 (10)
- Апрель 2014 (24)
- Март 2014 (13)
- Февраль 2014 (11)
- Январь 2014 (7)
- Декабрь 2013 (17)
- Ноябрь 2013 (13)
- Октябрь 2013 (8)
- Сентябрь 2013 (11)
- Июнь 2013 (5)
- Май 2013 (3)
- Апрель 2013 (8)
- Февраль 2013 (5)
- Декабрь 2012 (3)
- Октябрь 2012 (5)
- Сентябрь 2012 (3)
- Июнь 2012 (6)
- Май 2012 (15)
- Март 2012 (15)
- Декабрь 2011 (15)
- Ноябрь 2011 (13)
- Сентябрь 2011 (14)
- Июль 2011 (15)
- Май 2011 (13)
- Март 2011 (9)
- Январь 2011 (1)
- Декабрь 2010 (18)
- Октябрь 2010 (15)
- Август 2010 (10)
- Май 2010 (9)
- Апрель 2009 (12)