Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

Чужие правила

a15

Япония – это  другая планета. Взять хотя бы особенности национального движения.

   Но это понятие характерно скорее для нас, чем для японцев. Здесь действуют исключительно Правила Дорожного Движения, и ничего кроме правил, вкупе с общей высокой культурой поведения. В чем я мог лично убедиться за неделю пребывания в этой стране.
   Дороги в Японии безупречны. Не по сравнению с нашими, а сами по себе. Под ними тоже проходят многочисленные коммуникации, о чем свидетельствуют люки на проезжей части, но все они составляют с дорожным покрытием единую плоскость. Все дороги в увиденной мной части Японии оказались ОДИНАКОВЫМИ. В том смысле, что цвет и структура асфальтового покрытия и на центральном перекрестке Гинзы, и на промышленной окраине Токио, и в последнем внутридворовом проезде Ниигаты совершенно идентичны. Вдоль всех бордюров (также, кстати, имеющихся повсеместно) тянутся желоба ливневой канализации, с ровными и не проваленными решетками сливов. Теперь понятно, почему японские машины до сих пор не имеют омывателей фар, и вряд ли станут ими комплектоваться. А в местах возможного образования наледей, равно как и для облегчения торможения со скоростных полос перед перекрестками, асфальтовое покрытие состоит из более крупных фракций и имеет кирпичный оттенок. Напомню, Токио и Ниигата расположены в трех сотнях километров друг от друга, их набережные омываются разными морями, они являются частями совершенно разных префектур, к тому же первый представляет собой столицу Японии, а второй — обыкновенный провинциальный город на побережье «патриархального» и даже «отсталого», по мнению японцев, Северного Хонсю. Но внешний вид и состояние автомобильных дорог от всех этих факторов почему-¬то никак не зависят…

a18Из ряда в ряд
   А еще в Японии абсолютно везде присутствует дорожная разметка: не заезженная до едва заметных контуров двойная сплошная, а яркая и отлично видимая ВСЯ необходимая информация, от обозначения рядов движения до ограничения скорости и мест для парковки. Хотя нет, не везде — разметка по-¬прежнему недоступна для гравийных дорог в гористой местности на западе страны (правда, используются они в основном для соревнований WRC и off-road), да некоторых проездов между рисовыми полями. И вот еще что — указания разметки соблюдаются повсеместно, что исключает сутолоку и хаос на перекрестках, сводит на нет «притирки» при движении в одном направлении, и в целом дисциплинирует водителей. Сколь бы ни были узкими японские дороги, какое бы огромное количество транспорта ни передвигалось по ним, здесь никогда не увидишь парковку «елочкой» — только вдоль бордюров, только на отмеченных разметкой местах, а при отсутствии таковых — с обязательной «аварийкой». Пересечение двойной сплошной линии нереально по двум причинам: во-¬первых, вместо нее зачастую располагается разделительный бордюр или газон, а во¬вторых, при невозможности его установки используется продольный асфальтовый «полицейский» с металлическими «набойками», наезжать на который вряд ли захочет и самый экстремальный дорожный хам…

a20Зеленая улица
   99% городских перекрестков в Японии регулируются светофорами. С отдельными пешеходными фазами, между прочим. Исключения — для самых мелких внутридворовых проездов, но те для адекватной оценки дорожной ситуации оснастили сферическими зеркалами. И теперь, что в Токио, что в любом другом городе Японии, светофоры располагаются не реже 50¬100 метров друг от друга. И, вопреки распространенному у наших гаишников мнению, они не только не способствуют пробкам на дорогах, а всячески их устраняют!  
   Теперь о самих светофорах и их влиянии на дорожную обстановку. Поголовная «светофоризация» перекрестков и рассечение ими длинных магистралей имеет один неоспоримый плюс — транспортный поток, каким бы плотным и интенсивным он ни был, постоянно делится на части, и пока в его хвост «накатывает» очередная волна автомобилей, находящиеся спереди успевают проехать дальше. А что у нас? Один примитивно настроенный светофор на 10 километров городских дорог и, как следствие, огромные очереди на «проскочить». А чего ждать, если к единственному светофору подтягивается вереница автомобилей, только что проехавших более десятка километров, к тому же без всяких стимулов к соблюдению скоростного режима? Лучше мы будем расширять улицы до состояния взлетно-посадочных полос (к слову, сегодняшней ширине Байкальской позавидует большинство улиц Токио!), но оставим за кадром оптимальное регулирование перекрестков. Централизованное, с обустройством каждого сколько-нибудь значимого перекрестка и включением его в общегородскую схему управления дорожным движением. Пока этого не случится, 600¬тысячный Иркутск будет продолжать задыхаться в пробках, в то время как 15¬миллионный Токио о заторах на дорогах ничего не слышал. Все рассказы о токийских пробках не более, чем миф. В Токио нет пробок! Ни в час пик на Гинзе, ни вечером на мостах через Сумиду и многочисленные каналы, нигде. Есть единый механизм работы всех перекрестков и поголовное соблюдение правил дорожного движения.

Безопасность без опасности
   По описанным выше причинам, кстати, я не увидел за все время пребывания в Японии ни одной аварии. Мыслимо ли подобное в Иркутске? У нас ведь подозрение в том, что день будет «нехороший», возникает только со второго десятка увиденных ДТП. А на резонный вопрос, откуда же в таком случае берется японское «битье», можно с известной долей вероятности кивать на скоростные магистрали или Expressway — то убегая в километровые тоннели, то поднимаясь над крышами жилых кварталов, они остаются недоступными взгляду пешеходов, и все происходящее на них известно лишь самим водителям. И, судя по большим американским (!) седанам в полицейской раскраске, с массивными отбойниками на передних бамперах и надписями «Expressway Patrol», происходить там может всякое…

a19

Кто на чем
   Теперь об автопарке Страны восходящего солнца. Если взглянуть на транспортный поток, абстрагировавшись от состояния самой дороги и внешнего вида придорожной инфраструктуры, картина будет мало отличаться от той, что мы ежедневно наблюдаем на улицах Иркутска. Во-первых, какой-то массовой истерии относительно определенного типа кузова нет — все представлены в равной степени. Между тем, доля 600¬кубовых микроавтомобилей, как и прочих компактов, довольно высока, так что на общем фоне каждый из них воспринимается не убогой «недоделкой», а вполне естественным и полноправным участником движения. По-прежнему популярны минивэны, из которых абсолютным лидером по количеству встреченных на улицах экземпляров является Toyota Estima последнего поколения. Какой процент этих машин оснащен гибридными двигателями, доподлинно установить не удалось, но встретить Estima можно едва ли не каждом перекрестке. Далее в рейтинге популярности следуют непримиримые Toyota Alphard/Nissan Elgrand, суммарное поголовье которых заметно превышает количественные показатели всеяпонского хита Honda Fit. Сама Honda, к слову, представлена преимущественно в «сверхмалом» (Z, Mobilio Spike, Logo и пр.) и «сверхбольшом» (Odyssey, Elysion) сегментах, причем «Одиссеи» одинаково популярны как в первом, так и в третьем поколениях — второго практически нет, всех вывезли в Россию. Как вывезли универсалы Corolla и Caldina всех, за исключением ныне выпускающихся, поколений — сегодня увидеть такие машины на японских дорогах нереально. Ну и, конечно, налицо определенное количество новых моделей. Известных нам по фото, но пока недоступных ввиду малого возраста и таможенных ограничений.

a17Справа налево
    Известно, что в живущей по «левосторонним» правилам Японии проблемы левого руля не существует. Во-первых, состояние собственной автомобильной промышленности таково, что спасать ее от иностранного порабощения нет необходимости — местные автогиганты сами давно и успешно «давят» весь остальной мир. Во-вторых, ассортимент предлагаемых «домашними» производителями моделей с лихвой перекрывает все основные потребности японского населения. В-¬третьих, никакая сверхточная японская статистика не подтверждает (как, впрочем, и наша), что леворульные автомобили более опасны в условиях левостороннего движения. Поэтому ничто не может запретить защищенному Декларацией прав человека японцу приобрести тот автомобиль, который он хочет, а все претензии властей могут свестись исключительно к техническому состоянию этого транспортного средства. Так что на улицах Токио можно встретить и американские кабриолеты Cadillac родом из 60¬х годов прошлого века, и Shelby Cobra с каркасом безопасности в салоне, и пронзительно¬оранжевый Gallardo. Но все это по большей части прихоти оригиналов, хотя попадаются и «вынужденные» приобретения — из тех, что попросту не имеют праворульных версий. Такие, например, как шикарный Mercedes¬Benz S600 или «горячий» Renault Clio Sport. Причем, доля леворульных автомобилей в общем автопарке японской столицы весьма ощутима — по личным наблюдениям, не менее 5%, то есть каждый двадцатый легковой автомобиль в потоке. А далее все, как у нас — чем глубже в провинцию, тем меньше не только леворульных, но и вообще иномарок как таковых. Здесь, в глубинке, особенно в сельской местности, правит бал отечественный японский автопром, в основной своей массе состоящий из автомобилей уже снятых с производства поколений.

Основной закон
    Он же единственный, никоим образом не зависящий от стоимости и степени крутизны автомобиля. Имя ему — Правила Дорожного Движения. На японских дорогах нет «понятий» и «финансовых» приоритетов, здесь уже сам факт владения дорогим и престижным автомобилем говорит всем окружающим о высоком статусе владельца. У тебя Land Cruiser последней модели, в топовой комплектации (отличная от заводской тонировка стекол запрещена как явление, «исключений» не существует ни для кого)? Ты — обеспеченный и уважаемый человек, все это поняли и приняли к сведению. На работе, в кругу друзей, на отдыхе. Но не на дороге. У нас же мало купить дорогую машину, за ее рулем почему¬то необходимо «доказать» всем соседям, «кто тут главный». В Японии такое поведение (и не только на дороге) неприемлемо в принципе, подобное хамство воспринимается только как дешевые понты и издержки примитивного воспитания. Не только не добавляющие авторитета, а, наоборот, — полностью дискредитирующие такого человека в глазах окружающих, а на Островах это самый короткий путь к харакири…
   И напоследок — случай из увиденного собственными глазами. Ночь. Токио. Перекресток. На второстепенной дороге в ожидании зеленого сигнала басит Nissan Skyline GT¬R R34. Настоящий, настроенный, со всеми рейсерскими атрибутами. На дорогах уже никого, но автомобиль не двигается с места. Наконец, загорается зеленый, GT¬R плавно трогается и минует перекресток, чтобы остановиться в нескольких метрах за его границами, у ближайшего круглосуточного супермаркета. Делает это без шума, без свиста резины и рева прямоточного выхлопа, а после остановки вежливо включает «аварийку», обозначая свое присутствие на ярко освещенной, но все-таки ночной дороге. Без комментариев. Занавес.
   Вот, в общем-то, и все. Приятно осознавать, что автомобили вокруг тебя движутся в полном согласии с ПДД, да и сам ты переходишь дорогу в правильном месте и на соответствующий сигнал светофора. Все очень удобно и предсказуемо. При первых намеках на проблему в дело вмешивается дорожная полиция. Перед ней не проскочишь. С одной лишь разницей — японская дорожная полиция ориентирована не на выявление нарушений, а на их предотвращение. Конечно, не стоит думать, что жители Японии все как один законопослушны, но для того и система видео­ наблюдения за дорогами здесь одна из лучших в мире, и наказания за нарушение правил одни из самых суровых. Но, повторюсь, обеспечение условий для нормального передвижения здесь первично над санкциями. Потому и местные Правила Дорожного Движения для нас чужие. Хочется думать — пока чужие. Болезнью малиновых пиджаков и первоначального накопления капиталов мы уже переболели, теперь пора лечить синдром лавинообразной автомобилизации. Поправимся, потому что во всем остальном мы с японцами удивительно похожи.

a16

Статья предоставлена ООО «Издательский Дом «Автомаркет»

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти