Яндекс.Метрика

Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе»

диана салацкая. «Один день. Один год. Одна жизнь».

0001fЭто был странный день. Для постороннего наблюдателя. Для нее же — просто один из череды следующих друг за другом дней.
Так и получается жизнь — целая человеческая, да и не только человеческая…

Я пришла к Диане Салацкой поговорить о галерее DiaS — все­таки в ноябре исполняется год с момента ее появления в культурном пространстве Иркутска. На это нестандартное событие вопросы были заготовлены вполне обычные: что было, что будет, чем сердце успокоится… С последним, правда, пришлось, расстаться уже перед началом беседы. Ибо — как показал день, проведенный в галерее: покой Диане, как и галерее, не присущ.
Мне было назначено на час. Я пришла чуть раньше и смогла наблюдать процесс переговоров по презентации книги, запланированной в стенах галереи на середину октября. На моих глазах получалось самое настоящее представление, когда книга как Событие, а событие — это всегда совместное бытие в некоем культурном пространстве.
— Презентация книги — это неформат для вас?
— Нет, опыт презентации книг у нас уже был. В июне нынешнего года мы представляли книгу Владимира Рака «История забытых цивилизаций». Остался доволен и автор, и гости. Просто галерея уже стала местом общения. И это один из самых главных результатов нашей работы. Помимо просветительского…
Звонит телефон. Художники всегда звонят Диане на прямой — так заведено, им она никогда не отказывает, всегда найдет минутку:
— Да, Леша, привет… Конечно, заходи… Жду тебя.
Это — Алексей Рютин, молодой художник. Рютина в галерее много. Женские портреты, где дамы — чуточку рассеянные, это все свет, который рассыпался и проник внутрь полотен. Ровно так же он проник в гранаты — сочные и в то же время строгие и даже аскетичные, когда ничего лишнего. И это при том, что граната всегда много: единое целое состоит из множества маленьких ядрышек, а внутри каждого свой смысл. У Рютина отношение к смыслу особое. Вот и его совместная со Степаном Шоболовым выставка, которая прошла в галерее в начале лета, называлась «Иллюзорная энергия майя».
Диана обладает чутьем на талантливых молодых — еще пару лет назад она говорила про начинающего Шоболова: «Покупайте его работы, пока они стоят копейки. Успевайте…» Сегодня у Степана есть свои поклонники, его инопланетные картины занимают в галерее видное место. Они создают иллюзию существования за гранью добра, зла, других возможных плюсов и минусов. Ведь любые положительные или отрицательные моменты — всего лишь наше отношение, наша оценка. Шоболов же — не оценивает, он фиксирует то, что иногда принято называть «суть».
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» — чем не руководство к действию? Чем не повод к самопознанию через призму изобразительного искусства?
— Менее, чем за год мы провели шестнадцать выставок, а до конца года запланировано еще четыре. Это очень много — почти по две выставки в месяц. И это отличный результат! Да, для нас важно продать работы — ведь это деньги для художников. Но ничуть не менее важно, что выставки — это лучший способ популяризации искусства. А еще мы это делаем в тех форматах, в которых до нас в Иркутске никто не работал!
Так и есть: галерея DiaS представляла экспозиции в Правительстве и в Законодательном Собрании региона. Известный бурятский художник Зорикто Доржиев впервые в частной галерее выставился в DiaS…
А если вспомнить проекты галереи, то получится внушительный список того, что DiaS подарила городу. Например, прошлогодний фестиваль авторской игрушки, в продолжение которого весной года нынешнего в галерее прошла выставка единственной отечественной галереи с мировым именем «ВахтановЪ». Еще — сотрудничество с Кафедральным собором Непорочного сердца Божьей Матери, в честь десятилетия которого DiaS подготовила и представила в его стенах выставку «С верой в искусство». Или благотворительный проект «Спасем художника» — все собранные средства пошли на лечение Николая Тарасика…
…Диана на правах хозяйки проводит по галерее известного иркутского бизнесмена, который приехал пополнить свою коллекцию живописи.
Бизнесмен понимает толк в искусстве. На этот раз он приехал за цветами. Цветы здесь — на любой вкус. Например, маки Владимира Максимова — совершенно осенние, белесые коробочки. Но ведь именно в таких коробочках — завязь новой жизни, ее продолжение и круговорот. Или цветы Александра Муравьева — букет с солнцем и букет с луной. Оба — подернутые флером таинственности. Слово «флер» вообще отлично подходит к цветам — на уровне созвучия. И на уровне соцветия: ведь цветы — это всегда цвет.
Но сейчас в галерее царит осень. Совершенно импрессионистская осенняя прогулка Николая Житкова, когда главным становится именно впечатление. Прекрасное в своей обыденности, которая остается в памяти, и кажется, что ощущаешь запах прелых листьев, грибного леса и той предснежной сырости, вслед за которой приходит зима.
Например, такая, как на картинах Владимира Осипова. По байкальскому серому льду можно скользить взглядом, обнаруживая оттенки настоящего свинцового цвета и при этом ощущая совершеннейшую не­тяжесть картины. Вероятно, искусствоведы могли бы сказать о легкости мазка, которая неизбежно придает картине необходимую невесомость…
А осень продолжает Николай Вершинин — «Родные просторы», классика жанра. Все узнаваемо: рыжий осенний лес, небольшое стадо, пара домов и надо всем этим — полосы неба. В мире реалистов принято считать, что так легла краска, но на самом деле — это отблески света, который идет изнутри картины. Именно он притягивает взгляд и будит в человеке желание: пусть эта картина живет у меня.
…Вот и бизнесмен — определился. Несколько букетов будут отныне украшать его коллекцию.
— Еще одно достижение галереи — бизнес активизировался, — Диана возвращается к разговору. — К нам обращаются банки, отели, рестораны с предложениями провести у них выставки. Это очень хорошо, потому что означает, что люди стали обращать внимание на мир вокруг. Более того, бизнесмены не просто все активнее посещают выставки, они стали покупать, формировать свои коллекции. И наша галерея сыграла в этом свою роль.
Ту самую, просветительскую. Именно с таким предложением к Диане пришел следующий посетитель — организовать городскую выставку. По согласованию, на картинах должен быть представлен Иркутск.
Диана сразу показывает картины Дмитрия Лысякова. Иркутск на них провинциален и чист душой, как и положено небольшому губернскому городку, в котором церкви — белы, заборы — коричневы, а небо — прозрачно.
Совсем другой Иркутск у Дурасова. Не­привычный, не­такой.
— Алексей, а это вообще Иркутск? — уточняет Диана у Дурасова, который тоже заглянул в галерею.
— Иркутск. Мне знакомые даже говорят, что знают это место.
— А ты сам?
— Ну, как сказать… Вот эта противопожарная стена типична именно для Иркутска…
Завязывается беседа — об Иркутске и об Искусстве. Нельзя не заметить, что, записанные рядом, эти слова неуловимо похожи — внешне и немного внутренне. Отчего сразу вспоминается Чехов, с его классическим определением интеллигентного города. Тем более, что культурное пространство в городе есть.
— Продажа картин не может быть основной целью галереи, — говорит Диана. — Миссия галереи — в популяризации искусства. Всем живется непросто, но давайте сделаем так, чтобы хоть немного, но стало лучше. Давайте посмотрим на Прекрасное — и впустим в себя светлые мысли…
Уже вечер. За день Диана провела шесть встреч, побеседовала со мной, ответила на пару десятков телефонных звонков. А сейчас мы едем в мастерскую Дурасова. Надо вывезти картины.
Пока Алексей пакует работы, Диана говорит мне:
— Все выставки требуют от меня больших душевных сил. Если я в пятницу провожу открытие выставки, то на выходные отключаю телефон — потому что мне надо восстановиться. Ведь каждый, кто ко мне приходит, получает частицу моей души… А иначе как?!.. Особенно волновалась на открытии выставки Алексея и Люси Дурасовых…
Отец и дочь выставлялись в галерее в марте. Описать картины парой фраз непросто, и лучше прочих это делает сам Алексей: «Для авангардистов я не слишком авангарден. Но и реалисты меня за своего не принимают».
Графика Люси появилась в галерее недавно, и ее сразу заметили: несколько работ было куплено прямо с выставки.
Сейчас Диана готовит работы Люси к аукциону, который пройдет в ее галерее. Потому что она верит в талант молодой художницы и ее отца. Потому что она живет по принципу «если можешь делать — делай хорошо». Потому что галерея для этого и была создана. Для Иркутска и во имя искусства.
День заканчивается. Наверное, картины в галерее засыпают. Они живут там активной жизнью — рассматривают приходящих в галерею людей, ездят на выставки. Сейчас, например, готовятся к поездке в Красноярск, куда DiaS пригласил Красноярский Союз художников — 3 ноября там открывается выставка.
В ноябре заканчивается первый галерейный год. Он был очень насыщенным. Галерее удалось прозвучать, показать свои возможности.
Что касается жизни… Она, конечно, одним искусством не ограничивается. Но именно с его помощью легче всего понять, что жизнь — все­таки прекрасна.

Поиск
Архив материалов

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2024    Первый светский журнал Иркутска «В хорошем вкусе». Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с разрешения редакции журнала.   //    Войти